На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(2.2. Объективация духа)
В попытке описать феномен духовности Бердяев не особенно считается даже с словарным употреблением слова «дух» и соответственно оговаривает это.
«Слово дух принято употреблять в очень широком, всеобъемлющем смысле слова. Прежде всего, применяют слово дух к разным коллективам. Говорят и о духе народа, сословия, профессии, войска, семьи и т. д. Говорят о духе капитализма, который есть умаление духа. В этом всеобщем и метафорическом смысле дух теряет свои специфические признаки... Дух означает здесь лишь объединяющую, оформляющую данную группу энергию, которая может быть и глубоко антидуховна. Поэтому применение к коллективам категории духа очень двусмысленно и требует осторожности».
Призыв к осторожности в устах Бердяева звучит неожиданно. Но здесь надо иметь в виду его индивидуалистические наклонности. Субъективное начало сосредоточено для него в человеке и в Боге, и нигде больше, — толкование понятий «соборности», «Духа Святого» и божественного триединства в Святой Троице представляют для него немалое затруднение. Историк русской философии о. В. Зеньковский совершенно прав, указывая, что персонализм Бердяева симпатизирует лейбницевскому понятию замкнутой в себе монады. Бердяевское понятие духа отверсто и открыто, но бердяевское понятие субъекта и личности замкнуто и закрыто. Его субъект не соотнесен с другими субъектами, его «я» не связано с ничьим «ты»... О слиянии «я» и «ты» в общем «мы» у Бердяева сказано глухо. Дух Бердяева замкнут и одинок.
Но вернемся к его описанию духа, явно одностороннему, но вскрывающему природу духовной энергии с завидной силой и яркостью.
Бердяев пишет: «Принято употреблять выражение субъективный и объективный дух, личный и универсальный, т. е. всеобщий дух. Употребляя эти выражения, обыкновенно признают примат объективного духа над субъективным, универсального над личным. ...В действительности самое словосочетание „объективный дух“ сомнительно и двусмысленно. Ничто объективное, ставшее объектом, не имеет внутреннего существования. Внутреннее существование имеет лишь субъект, внутреннее существование имею я, имеешь ты, имеем мы. Поэтому мы признаем реальность „мы“, это „мы“ мыслится как объект. Объективного духа не существует. Существует лишь объективация духа. Совершенно так же нужно сказать, что дух всегда личен и связан с личностью. Свобода, творческая активность, общение с Богом и с людьми в любви присущи лишь субъекту и личности. Объективный дух не может иметь общения с Богом, не может любить, не может быть свободным, определяемым из глубины. Глубина лишь в субъекте. Объективный дух не может иметь общения с Богом, не может любить, не может быть свободным, определяемым из глубины. Глубина лишь в субъекте. Объективный дух есть детерминизм и закономерность, он есть порождение мысли, которое принимают за самостоятельную реальность».
Здесь Бердяев почти дословно повторяет известное ему, конечно, марксистское положение о надстройке. Объективный дух для него — надстройка, но надстройка не над материей, а над духом же, над тем живым духом, который обитает только в личности, только в субъекте. Этот дух означает для Бердяева:
«...прерывность, прорывность в жизни мира, в истории мира. Дух не действует путем эволюции. Нет развития духу, что означало бы закономерность и было бы противоположно свободе. У Гегеля сама свобода была закономерностью. Дух есть прорыв. Он действует как сила, переступающая пределы и границы. И дух приходит из тайны и бесконечности. Дух действует в человеке, в человеке есть духовный опыт...
Дух есть в-себе-бытие, т. е. неопределяемость извне... От объекта не приходит ничего духовного. Вне свободы духовное ничего не значит. Объективация, противоположная свободе, есть вторичное и производное и ее необходимо понять изнутри. Для этого необходимо понять процесс символизации, отношение между символом и реальностью».
К этому отношению сводится для Бердяева, по сути дела, вся проблематика оформления и воплощения духа. Учение об объективации составляет, пожалуй, наряду с учением о добытийственной несотворенной свободе, важнейшую часть философии Бердяева. Разумеется, мы не сможем полностью развернуть это учение, но даже и беглое знакомство с ним может дать богатый материал для размышления.
Комментарии
qqq
true religion outlet store
toms
air jordan 14
polo ralph lauren outlet
maui jim sunglasses
coach outlet online
coach outlet
colts jersey
ugg outlet
fitflop
pandora outlet
vans shoes
nike hyperdunk
pandora jewelry
ysl outlet
canada goose jackets
coach outlet
cheap nfl jerseys
discount oakley sunglasses
polo ralph lauren outlet
suicoke
canada goose jackets
prada outlet
nike outlet
jordan shoes
cheap ugg boots
puma
nmd adidas
pandora jewelry
ugg outlet
canada goose outlet
canada goose jackets
under armour outlet
stone island
pandora charms
cristiano ronaldo jerseys
adidas outlet
baltimore ravens jerseys
ralph lauren outlet
christian louboutin outlet
air jordan 4
parajumpers outlet
timberland shoes
cheap jordans
louis vuitton outlet
coach outlet
ferragamo belt
nike air max 270
coach outlet
coach factory outlet
moncler outlet
michael kors handbags
basketball shoes
coach outlet
air jordans
le coq sportif shoes
coach outlet online
christian louboutin outlet
coach wallets
yeti cup
nike outlet store
moncler jackets
yeti cup
birkenstock outlet
mlb jerseys
nike air max 2017
asics shoes
cleveland browns jerseys
cheap jordan shoes
coach factory outlet
nike outlet
fitflops outlet
canada goose outlet
true religion jeans sale
ferragamo outlet
jordans
jordan shoes
louis vuitton handbags
david yurman sale
polo outlet
michael kors handbags
mulberry outlet
christian louboutin
ralph lauren outlet
balenciaga shoes
persol sunglasses
coach outlet online
adidas neo
dolce and gabbana outlet
canada goose jackets
adidas slides
toms
adidas outlet
air force 1
coach outlet
fivefingers shoes
pandora jewelry
coach outlet190314yueqin
Добавить комментарий