На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
Солидаризм
Солидаризм — это учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Но, в противоположность индивидуализму и либерализму, солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое «я» нельзя отделить от «мы». Сознание общего «мы» — основа каждого сообщества. Неизбежные в нем конфликты надо решать не стремлением одной стороны подавить другую, а нахождением общих для обеих сторон ценностей и соподчинением столкнувшихся интересов этим ценностям. Солидаризм прежде всего образ действия: искать в людях то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет.
Истоки российского солидаризма восходят к Хомякову и понятию соборности, укорененному в православном вероучении. Потом это направление развивали Владимир Соловьев и авторы сборника «Вехи», а, по-своему, Петр Кропоткин и некоторые народники. В русскую политическую литературу слово солидаризм ввел юрист Г. К. Гинс. Он предложил в 1920-х годах солидаристическую систему права и теорию государства как служебного инструмента, подобного светофору, регулирующему уличное движение.
В мировой мысли провозвестником солидаризма был еще Менений Агриппа в древнем Риме, сказавший притчу о частях тела, которым не следует враждовать между собой. Термин «солидаризм» впервые употребил Пьер Леру в 1840-х годах во Франции (если верить И. Вощинину, то термин все-таки ввел Шарль Жид примерно полвека спустя — Прим. электрон. ред.). Там же это учение развили юрист Леон Буржуа, социолог Эмиль Дюркгейм и другие. Положения западного солидаризма как христианского учения разработали немецкие мыслители, в том числе Генрих Пеш и Освальд Нелль-Бройнинг. Их идея «социально-ответственного рыночного хозяйства» легла в основу многих европейских политических партий: французских центристов, австрийской Народной партии, христианских демократов в Германии, Италии и Бельгии. На той же почве христианского социального учения, в его католическом преломлении, выросла, начиная с 1977 года, и польская «Солидарность».
В название НТС слова «российских солидаристов» вошли в 1948 году. В документах Союза понятие «солидаризм» появляется с 1935 года. Оно сложилось на основе русской общественной и философской мысли зарубежья, работ таких ее представителей, как Бердяев, Билимович, Вышеславцев, Георгиевский, Гинс, И. А. Ильин, Лосский, Левицкий, Сорокин, Тимашев, Федотов, Франк. Их влияние расширило мировоззренческий охват солидаризма. В него вошла развитая Максом Шелером философия личности, персонализм. Благодаря этому, русский солидаризм рассматривает глубже и всестороннее, чем западный, вопросы свободы человека и его творчества.
Все эти идеи зрели постепенно. основатели Союза были объединены любовью к России, верой в ее будущее и решительным отрицанием всего,на чем зиждилась ленинско-сталинская диктатура. Свое мировоззрение они в начале 1930-х годов выражали словами «Идеализм, национализм, активизм». «Идеализм» впоследствии вел к идеал-реалистическому мировоззрению, к солидаризму и персонализму. «Национализм» НТС (сегодня бы, вероятно, сказали патриотизм) всегда был основан на культуре,а не на расе; он был российским, а не русским. «Активизм» воплощал евангельские слова: «Вера без дел мертва» (Иаков, 2 : 20).
(Из брошюры «НТС. Мысль и дело. Как должна работать организация». 1990)
-
Солидаризм: взгляд извне
Людвиг фон Мизес. Раздел «Солидаризм» в главе XVI «Псевдосоциалистические системы» книги «Социализм». Критика экономической стороны главным образом французского солидаризма с позиций традиционного либерализма.
Иван Солоневич. Книга «Народная монархия». Автор сводит солидаризм к учению о «функциональной собственности», отсюда — негативная оценка солидаризма как будущего источника государственной бюрократии и объединение солидаристов с коммунистами и социалистами в группу «фальшивомонетчиков от политики». В целом это мало отличается от Мизеса, несмотря на противоположные политические и экономические взгляды.
Николай Устрялов. Из писем Г. Дикому (в настоящее время изъято из Интернета). В одном из них дается следующая характеристика нарождающегося российского солидаризма: «В самом деле, к чему эта многовидная марка, затасканная всеми буржуазными барахолками? Право, она меньше всего к лицу заправским пореволюционерам, — предоставьте уж ее политическим контрабандистам, либо мелкотравчатым эклектикам, вроде здешнего г. Гинса.» Как говорится, NO COMMENTS.
Михаил Мошкин. «Солидаризм: исторические аспекты одной невостребованной идеологии». Исторический очерк и оценка учения с точки зрения одного из идеологов современного евразийства. Как видно по тексту, в основу его легла работа Вощинина. Несмотря на необоснованное обвинение в адрес НТС, что он стал «агентурой геополитического противника», общая оценка учения — умеренно-положительная: «Несмотря на то, что российский солидаризм потерпел неудачу, это не значит, что его идеи надо списать в архив. Невостребованное оружие, не пригодившееся одному, может подобрать другой».
-
Основные работы солидаристов
Библиотечка солидариста. Под ред. Р. Н. Редлиха, 1972–85.
И. Вощинин «Солидаризм». 1969.
-
Солидаризм и философия
Библиотечка солидариста. Серия философская:
Главы «Солидаризм и философия», «Социальная философия солидаризма» из работы И. Вощинина «Солидаризм»
-
Солидаризм и политика
Главы «Солидаризм и социализм» из работы И. Вощинина «Солидаризм»
-
Солидаризм и экономика
Главы «Солидаризм и экономика» из работы И. Вощинина «Солидаризм»
-
Солидаризм и право
Глава «Солидаризм и право» из работы И. Вощинина «Солидаризм»