На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

IV. НАШЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

 

1. В основе нового устройства общества мы видим прежде всего отказ от всякого утопизма, от любой попытки строительства «земного рая» при помощи государственной власти. Счастье — предмет частных забот. Задача же политики — оградить жизнь от конкретного зла на земле, избежать ада. Какая-то мера принуждения неизбежна, чтобы оградить зло, но принуждением нельзя побудить к добру, истине, вере. Этот факт ставит границы государственной власти и подчиняет политическую деятельность ценностям, которые выше нее.

2. В обществе не избежать конфликтов. Но первичны в нем не борьба, а сотрудничество и солидарность, без которых и борьба невозможна. Общество, ставящее во главу угла солидарность, стремится не подавлять конфликты, ущемляя одну из сторон, а разрешать их, выявляя общие для обеих сторон ценности и соподчиняя им столкнувшиеся интересы.

3. Содержание жизни общества — в служении людей свободно избранным ими ценностям. Личные, семейные, профессиональные, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности могут сочетаться по-разному. Но их выбор определяет поступки человека. Во многих областях служение осуществляется наиболее полно через добровольные объединения. Их может быть множество — от семьи и клуба друзей, до предприятия, фирмы, общества, союза, политической партии. Управляясь автономно, они дают людям возможность солидарной деятельности и свободного соревнования. Совокупность самоуправляющихся объединений граждан и составляет гражданское общество.

4. Основным в отношениях между государством и гражданским обществом мы считаем не подчинение, а согласование. Задача государства не командовать обществом, а служить ему. То есть, как бы играть роль светофора, который регулирует движение, но не указывает водителям цели их пути. Такое ограничение власти и функций государственной машины смягчает проблему бюрократии, способствуя:

  • развитию внегосударственных организаций как коммерческих, так и общественных, которые менее бюрократичны;
  • развитию множества малых организаций, где дружественность преобладает над формализмом.

Предоставленная самой себе, любая бюрократия множится, пока ее рост не остановит другая сила. Наиболее реальная гарантия от чрезмерного развития бюрократии — прямой контроль контрагентов, при котором организации с непродуктивной бюрократией грозит банкротство.

5. Саморегулирующееся общество строит свои учреждения так, чтобы отрицательные силы в нем по возможности сдерживали и уравновешивали одна другую, требуя лишь в крайнем случае государственного вмешательства. Главный инструмент здесь — конкуренция. Она сублимирует отрицательные энергии зависти, жадности, антагонизма, перерабатывая их на пользу обществу. Вместо мобилизации общества на дальнюю сверхцель, ставится задача устройства жизни общества в целом.

6. Такой замысел общества и государства мы называем солидаристическим. Зачем нам нужна такая формулировка? Во-первых, чтобы отойти от крайностей индивидуализма и коллективизма. Показать, что речь идет не о возврате к капитализму или каком-либо ином возврате, а о движении вперед — по направлению, которое наблюдается и в других странах. Во-вторых, потому, что сотрудничество классов — вопрос существенный; пока он не решен, остается соблазн решать его тоталитарным путем. В-третьих, потому, что учение солидаризма, — со зрелой традицией на Западе и Востоке, — может стать новым политическим синтезом на почве коренных идеалов России.

7. Мы стоим за демократию в России. Демократию без прилагательных. Обусловленная демократия («народная», «социалистическая» или иная) — уже не демократия. Демократия — это народоправство, это руководство, ответственное перед народом, это управление с согласия управляемых; это и равное достоинство каждого гражданина, отсутствие партийных или сословных привилегий. В кризисах XX века демократия доказала свою жизненность, способность перестраиваться и впитывать новые идейные элементы. В солидаризме мы видим идейное обеспечение демократии на будущее. Демократию не обеспечить с позиции, что «единственная ценность есть отсутствие ценностей». Не ценности как таковые, а ложные ценности ведут к неверной политике. Ищущий практических решений политик не должен чуждаться философских поисков.

8. Нас интересуют поиски в направлениях персонализма — как учения о личности, и солидаризма — как учения об обществе, развивающихся в XX веке как в российской, так и в западной социально-философской мысли. В их основе лежат:

а. Учение о сущности бытия, подчеркивающее сложность окружающего нас мира. Мир биологических существ не только подчинен законам физического мира, но и противостоит энтропии, а человек не только биологическое существо, но и обладает своим собственным «я», способностью принимать ответственные решения. Целое несводимо к сумме частей; оно характеризуется своей целью, организующей идеей. Бытие не определяет сознания, лишь на него влияя, а сознание направляет бытие.

б. Теория познания, утверждающая, что человеческое «я» способно наблюдать не только явления материального мира, но также идеи и ценности, нравственный характер поступков, красоту предметов, которые существуют независимо от познающего их субъекта. Стимулы внешнего мира служат лишь поводом для познания: его причина — волевой акт внимания, выбор познаваемого объекта. На этот акт, в свою очередь, влияют многочисленные силы, искажающие восприятие. Тем не менее, в нем есть частица объективной истины. Поэтому действует принцип: «Поскольку каждый знает долю истины, будем уважать мнения друг друга».

в. Учение о ценностях, признающее их объективный характер, не снимает разницы между ними и явлениями материального мира. Последние характерны своей неизбежностью. Первые, наоборот, требуют свободного к себе отношения. Человек сам свободен делать нравственный, эстетический, религиозный и духовный выбор.

г. Человеческая личность своеобразна и неповторима, она может быть только целью, никак не средством. Но личность распадается, если в себе самой видит конечную цель. Цельность личности требует ее самонаправленности на стоящие выше нее ценности истины, добра, красоты. Пусть человек внешне ограничен данным ему материалом: средой, наследственностью, условиями. Но он обладает внутренней свободой: только он может показать, что он создал из данного ему материала. Роль общества — помочь ему, предоставив условия свободного развития, равенство возможностей, защиту от насилия, чувство плеча.

9. Личность не существует сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Индивидуализм про это обстоятельство умалчивает, коллективизм его навязывает, солидаризм же стремится его осознать, понимая солидарность не как вторичный механизм или инструмент, а как изначальную основу общества: человеческое «я» нельзя оторвать от «мы».

а. Первичная ячейка общества — семья, где человек узнает, что он и другой человек — не просто два разных «я», но единое «мы», в котором сливаются «я» и «ты». Все другие человеческие сообщества — отражения и развития этого начала. Семья — главный фактор формирования личности человека и первая школа солидарности. Судьба семьи — судьба народа, и укрепление семьи — решающе важная задача нашего времени.

б. Народ как нация представляет собой объединение людей одинакового или разного этнического происхождения и вероисповедания, но связанных общностью исторической судьбы, государственных и экономических интересов и устремлений на будущее, которые выражаются в едином «мы» национального самосознания. Любовь к своему народу столь же естественна, как и любовь к своей семье; здоровый патриотизм или национализм несовместим с шовинизмом, выражающимся в вере в собственную исключительность и вражде или пренебрежении к другим нациям.

Исходя из солидаристического понимания национальной проблемы России, НТС еще в 1951 году формулировал свою позицию так: «Грядущая Россия … должна стать свободным союзом — семьей свободных народов. НТС защищает принцип государственного единства семьи народов России… В то же время НТС признает за каждым народом право на основании плебисцита самому решать свою судьбу после свержения большевизма на всей территории России, в обстановке свободы, гарантирующей подлинность выраженной воли».

в. Труд дает человеку возможность солидарного взаимодействия с другими людьми, возможность развивать свои способности, производить пользующиеся спросом блага и услуги, удовлетворять собственные потребности. Но незаинтересованный труд превращается в рабство или халтуру и деморализует общество. Общество обязано обеспечить личности свободу выбора трудовой деятельности и возможность пользоваться плодами своего труда, в частности, приобретать и использовать собственность. Владение собственностью уменьшает зависимость человека от государства и обеспечивает его свободу.

Служение своему народу и понимание роли труда в обществе отражено в самом названии организации — Народно-Трудовой Союз, и в понятии народно-трудового солидаризма.

10. Из социального учения солидаризма следует ряд принципов устройства общества и государства, которые отражены в нашем понимании перехода к открытому обществу.

  • Принцип солидарности, или соборности: осознание каждым своей доли ответственности за то общее дело, которому он служит, за принимаемые решения, за их успех или неуспех, за благополучие или неблагополучие сообщества, в которое личность входит.
  • Принцип автономии общественных союзов: основа построения гражданского общества. Признавая всю полноту действующих в демократической государственности юридических прав добровольных объединений и союзов, следует также искать путей выражения их политических прав и политической воли.
  • Принцип федерализма: гарантия возможности национального самоутверждения и автономии местных властей. Этот принцип относится как к внутреннему устройству российской государственности, так и к устройству мира как целого.
  • Принцип рассредоточения власти: защита от образования монополий и основа самодеятельности территориальных самоуправлений и общественных организаций. Для местных самоуправлений этот принцип означает оптимальное расширение их компетенции за счет компетенций вышестоящих инстанций; для общественных организаций — ограничение вмешательства государственной власти в их целеполагание и деятельность.
  • Принцип согласования интересов: основа мирного разрешения конфликтов и добровольного заключения договоров. Рассматривая свободу и солидарность как первоусловия здоровой общественной жизни, российские солидаристы выступают против излишней государственной регламентации и за свободу договорных отношений, в частности, во всех сферах народного хозяйства.
  • Принцип оптимального содействия: в отрицательном аспекте как воздержание от опеки в делах, с которыми тот или иной гражданин или то или иное сообщество в состоянии справляться собственными силами; в положительном — как непременный долг оказывать солидарное содействие там и в той мере, в какой это необходимо, чтобы данное лицо или сообщество справилось со своей задачей.

11. Благие стремления к свободе, справедливости и солидарности не раз в истории оборачивались новым деспотизмом. Поэтому мы стоим не за отвлеченные идеалы, а за конкретные политические задачи: за создание учреждений, которые смогут обеспечить воплощение этих задач. Гарантией гражданских свобод служит автономия общественных союзов и рассредоточение власти; принципы федерализма и оптимального содействия способствуют социальной и национальной справедливости; солидарность же преобладает в сообществах, которые находятся в равновесии, где господствуют договорные отношения, а не подавление одних непомерным скоплением власти у других. Личность получит полное творческое раскрытие тогда, когда ей придется постоянно принимать ответственные решения, а не жить по указке государства.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.