На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

(4. Солидаризм как учение вне категорий Зомбарта)

 

 

Сравнивая зомбартовскую классификацию с современными представлениями о науке и научном подходе, о которых говорилось выше, очевидно, что ни одна группа этой классификации не отвечает современным требованиям. С того времени, как Зомбарт выставил свою классификацию, прошло около двадцати лет и в общественных науках произошли значительные изменения. Однако характеристика, данная Зомбартом отдельным направлениям общественных наук, все же, к сожалению, остается в силе.

Между тем уже более ста лет существует направление, которое не укладывается ни в одну из описанных Зомбартом категорий. Мы разумеем тут солидаризм. Пусть общее число ученых-солидаристов пока еще не велико, пусть между ними существуют еще крупные разногласия, так что трудно на первый взгляд установить общее в трудах Леру, Пеша, Коркунова, Буржуа, Гинса и др., но это общее имеется и выступает наружу при внимательном изучении их трудов. Таким общим у них, например, является кроме самой идеи солидарности, стремление к реализму (а не позитивизму). Нахождение этих общих черт может явиться темой специального исследования. Нашей же задачей, является рассмотрение учения солидаристов с точки зрения современного научного подхода и выяснить этим путем потенциальные возможности солидаризма в общественных науках. При этом мы ограничимся только немногими авторами.

Еще до того, как возникла научная социология, первый французский солидарист Леру написал в 1839 году социологический трактат «О человечестве». В этом, весьма не ортодоксальном для XIX века, сочинении Леру подверг анализу общественные институты семьи, собственности и государства с точки зрения их ценности для развития человечества. Согласно учению Леру общественные институты существуют с определенной целью, а именно для общения человека с природой и ему подобными.

Изучение их в определенной исторической и политической обстановке должно идти в плоскости решения вопроса о том служат ли они своему назначению, т. е. служат ли они добру или злу. Это изучение дает возможность видения, как следует организовать общественные институты, чтобы они достигли поставленной им цели так, Леру пишет:

«Семья, родина и собственность — это три вида сопричастности человека с другими людьми и природой. Но этот тройной предел, который его ограничивает, может быть абсолютным пределом, который давит на его существование, а может быть и исходной точкой, средством и основой самого его существования...

Семья, родина и собственность — конечные вещи, которые должны быть организованы с оглядкой на бесконечность и это потому, что человек существо конечное, стремящееся к бесконечности. Абсолютно конечное для него — зло; бесконечное — его цель, непредвиденное — его право» (Перевод наш — И. В.).

Все эти соображения и привели Леру к тому, чтобы в основу изучения общественных наук положить принцип солидарности человеческого общества. Отец социологии Конт повторяет в своих трудах часть доводов Леру, но они выглядят бледно и неубедительно на фоне контовского позитивизма.

Комментарии

If you ever heard about Hotmail, one of the first email service on the internet? All you need about this email service are on email login

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.