На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

 

 

Органическое объединение людей ведет к появлению осознанной общественной солидарности, как следствие альтруистических тенденций человека. Общественный эгоизм возникает, как следствие эгоистических тенденций.

Солидарность ведет к подъему всех форм общественного развития культуры, цивилизации, техники, общественного сознания и др. которые по существу являются функциями солидарности. Без солидарности ни одна из этих форм нормально, естественно и свободно развиваться не может. С другой стороны все формы общественного развития и каждая из них в отдельности способствуют солидаризации, способствуют росту и развитию солидарности.

Общественный эгоизм ведет к антагонизму между разными общественными образованиями, к столкновению их, к борьбе, к войнам. Высокое развитие общественного сознания является тормозящей силой общественного эгоизма. Чем выше общественное сознание личности или социальной личности, тем меньшую роль играет общественный эгоизм.

Эгоистические тенденции личности или социальной личности ведут к антагонизму внутри общества и, являются причиной разрушительной борьбы (например, классовая борьба) и подрывают всю общественную формацию.

Органическое общество не может нормально развиваться, если в нем будут преобладать эгоистические тенденции составляющих его групп.

Таким образом, степень развития общественной солидарности определяет темп естественного роста всех общественных форм (культуры, техники, цивилизации, материального благосостояния и пр.).

Подобно тому, как личность не является величиной неизменной, так и общество — социальная личность — непрерывно претерпевает глубокие внутренние изменения. Это как изменение форм общественной жизни, смена общественных порядков, так и вопросы более частного порядка (рабочий вопрос, развитие техники, цивилизации, производственных отношений и др.). Поскольку все видоизменения человеческого общества представляют собой переход к более сложным формациям, если взять весь процесс в целом, то, так же как у личности индивидуальной, все общественные изменения могут быть определены, как развитие общества. Но если у индивидуальной личности вопрос развития сравнительно ясен и прост, то в отношении личности социальной — вопрос значительно более сложен так как при определении понятия «общественное развитие» необходимо учесть и данные, вытекающие из существа «личности социальной».

Представим себе некоторое общество, где бы нормальным, общепринятым явлением были грабежи, убийства, насилия; где каждый индивид, исполненный ненависти ко всем остальным, только и смотрит, как бы кого-нибудь убить и ограбить, чтоб не быть убитым самому; где каждый удовлетворяет свои потребности путем насилия, грабежа и хищничества; где отсутствует всякое понятие о праве, договоре, честности, взаимопомощи; где царит право сильного, неограниченное ничем, где выживает только сильнейший, где царит война всех против всех.

В таком же чисто теоретическом порядке представим себе другое общество — прямо противоположное: — общество, спаянное в единый монолит предельной солидарностью своих членов, основанное на честности, взаимопомощи и полном доверии: где каждый исполняет предельно честно и добросовестно свою работу, помогая всем и каждому и получая такую же помощь от других; где ничего не делается насилием, но все — путем права, договора и соглашения, где отношения людей основаны на любви, доверии и дружбе.

Если взять две эти, одинаково теоретические и в жизни не осуществленные картины в виде полюсов, между которыми располагаются действительные состояния человеческого общества, то будет ясно, который из полюсов является положительным. Вряд ли найдется хоть один человек, который искренно предпочел бы первую картину второй.

Выражая эту мысль иначе, общественное развитие может быть определено, как процесс роста и развития общественной солидарности. все остальные понятия: — любовь, честность, доверие и пр. неразрывно связаны с понятием солидарности и сопутствуют ей. Особенно важно отметить здесь то, что и общественное развитие невозможно в обществе первого типа. Едва ли найдутся сомневающиеся в том, что развитие культуры, искусства, материального благосостояния, науки, техники, цивилизации возможны только тогда, когда есть для этого условия, хоть немного похожие на условия общества нашего второго примера.

Необходимо оговориться, что приведенные выше картины состояния общества являются лишь абстрактными построениями. Лишь в плане отвлеченной мысли — мы можем себе представить чистую и полную солидарность. В жизни, мы можем говорить о преобладании того или иного момента, того или иного стремления.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.