На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

2. Ступени бытия

 

 

Окружающий нас мир представляет многообразие предметов и явлений различной степени одухотворенности.

Развитие земной действительности идет в направлении возрастания одухотворенности. Неорганическая материя, мир биологических организмов, душа человека — таковы основные ступени качественного повышения бытия. Мир биологических организмов представляет собой первую, бессознательную ступень целеустремленной организации материальной множественности. Еще более высокий характер единства и осмысленности присущ человеческой душе, человеческой личности, как бы призванной быть господином материального мира. Человеческий дух не мог бы овладевать силами природы, если бы он был лишь частью природы. Развитие жизни на земле направлено не только на одухотворение материи, но и на воплощение и раскрытие самой духовной сущности.

Каждая высшая ступень бытия основывается на низшей, отнюдь не становясь от этого «надстройкой». Высшие формы бытия невыводимы из низших; они обладают собственной структурой, собственными закономерностями. Каждая высшая ступень бытия включает в себя и низшую (так, человек есть также и биологический организм), но не исчерпывается ею. Применение механических и биологических законов к человеку ничего не говорит нам о специфическом своеобразии, о сущности человеческой личности, — подобно тому, как «определение» «Евгения Онегина», как совокупности некоторого количества слов, расположенных в некотором порядке, ничего не говорит нам о смысле этого произведения. Так от низших ступеней к высшим падает роль и значение материальной стороны бытия и механической причинности и возрастает роль и значение духовной стороны бытия и волевой целеустремленности.

Духовный центр человеческой личности — его неповторимое «я» — есть наиболее чистое выражение духовной сущности, есть непосредственно данная нам вершина одухотворения земного бытия. В человеческой личности тело изначально подчинено душе, а душа — духу («я»). Человеческой «я» есть в то же время и раб, и господин тела и души.

Человеческая личность не одинока; человеческое «я» не изолировано от своих ближних. «Я» нельзя оторвать от «мы». Человеческая личность органически включена в общество, она является органическим членом коллектива, не растворяясь, в то же время, в этом коллективе. Человеческие сообщества суть не просто механические скопления людей, а органические образования, основанные не только на биологическом сродстве или общности экономических интересов, но прежде всего на духовном единстве (общность культуры, идеалов). Главной силой общественного сцепления является не взаимная выгода, а солидарность, потребность общения и сотрудничества с себе подобными. Солидарность есть именно та сила, которая создает органическую целостность и устойчивость общественных образований. В биоорганическом мире солидарность носит инстинктивный, в человеческом — сознательный, одухотворенный характер, выражаясь в общей направленности людей на объединяющую идею.

Общественное бытие в той или иной мере влияет на общественное сознание; общественное сознание влияет на общественное бытие. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества, взаимодействие бытия и сознания сдвигается в ту или другую сторону, в зависимости от уровня духовного развития.

Материальные условия существования и биологические данные суть низшие слои общественного бытия. В процессе органического развития общества уровень культуры и степень совершенства социальных форм играют для каждой эпохи величайшую роль.

Общественные идеалы и разумное руководство являются важнейшими двигателями социального прогресса. Ведущие личности выступают не только как выразители чаяний масс, но и как их воспитатели.

Сколь определяющими ни казались бы на первый взгляд в социальной жизни факторы борьбы (классовой и национальной розни), — не они являются подлинными двигателями общественного развития. Общественная жизнь не может быть сведена к борьбе соперничающих групп, — подобно тому, как семейная жизнь не может сведена ко внутрисемейным ссорам. История человечества есть не столько история борьбы классов или рас, сколько история развития (взлетов и падений) человеческого духа.

Подлинная культура несводима к материальной цивилизации. Человеческое общество, как и отдельная человеческая личность, в зависимости от избранного идеала, может морально опускаться ниже уровня животных или подниматься к нравственным высотам. Положительный смысл личной и общественной жизни может быть понят лишь исходя из надличной и надобщественной сферы духовного бытия, направленного на абсолютные ценности истины, добра и красоты.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.