На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
Об экономической реформе
Май 1992
Высвобождение цен из-под контроля государства было и остается необходимым шагом на пути от административного хозяйства к рынку. Однако свободные цены — это еще далеко не рыночные цены, пока не развит механизм конкуренции, пока существуют монополии, пока 95 % предприятий остается в государственном владении.
Преобладание государственной собственности в народном хотяйстве доказало свою несостоятельность за последние полвека в всем мире. Сегодня у нас в стране оно служит главной причиной хозяйственной разрухи:
- нельзя остановить инфляцию, пока госпредприятия требуют все новых ассигнований из бюджета и бесконтрольно увеличивают объем кредита;
- нельзя наладить механизм конкуренции, пока предприятия не стали полностью независимыми единицами, вынужденными состязаться за рынок сбыта;
- нельзя удовлетворить потребительский спрос, пока предприятиям безразлично, нужна ли их продукция кому-нибудь или нет, пока они по инерции выпускают все то же оружие и тяжелую технику;
- нельзя продуктивно наладить капиталовложения, пока не видно, кто есть «наилучший хозяин»;
- нельзя найти денег на социальное обеспечение и культуру, пока львиная доля бюджета уходит на дотации госпредприятиям, на закупку производства военно-промышленного комплекса и содержание т.н. «правоохранительных органов», в которых виднейшее место занимает «перестроившийся» КГБ.
Да, свертывание госсектора вызовет банкротство многих предприятиий открытую безработицу; но безработица эта существует в скрытом виде сегодня. Лучше знать ее действительные размеры, чтобы реально заняться вопросами рынка труда, чем прятать голову в песок и растрачивать ресурсы на ненужное производство.
Ни один из острых вопросов дня — ни вопрос инфляции, ни вопрос обменного курса рубля, ни вопрос ненормально завышенных монополиями цен, ни вопрос увеличения производства нужных народу товаров, не могут быть решены, пока остается засилие государственного сектора в экономике. Иностранные кредиты — капля в море, и могут дать лишь временное облегчение. Ориентироваться надо не на них, а на постоянное обустройство народного хозяйства.
Решающее значение скорейшего развития частного сектора не раз подчеркивалось в документах НТС. Так, в резолюции Совета в сентябре 1991 года сказано:
«На селе надо дать крестьянам скорейшую возможность владеть собственной землей, получать банковский кредит, технику и агрономическую помощь.
В городах надо безвозмездно передать жилой фонд в собственность жильцов, дать им возможность без прописки менять место жительства, продавая и покупая жилье. Только когда каждый житель страны ощутит себя собственником, появится желание вкладывать в хозяйство свой труд, утвердится правосознание и заработает механизм рынка.
Надо всячески поощрять приватизацию мелких предприятий и создание новых предприятий.
Приватизация крупных предприятий должна проходить при участии всех работников».
И далее, в заявлении Исполнительного Бюро от марта 1992 года:
«Приватизация должна обеспечить всему населению возможно широкое участие во владении имуществом, дать каждому гражданину возможность стать собственником. Собственность обеспечивает человеку материальную независимость, способствует развитию иго правосознания и гражданской ответственности».
Все эти положения остаются в силе, их можно лишь подкрепить. В длинной цепи необходимых мероприятий на сегодня следует выделить следующие три.
Добавить комментарий