На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
4. Человеческое общество
Личность не может жить в одиночестве. Люди образуют общественные соединения: семью, народ, нацию. Общественные соединения возникают из естественного тяготения людей друг к другу и развиваются на основе общности интересов. В процессе борьбы за существование, в совместном преодолении людьми внешних сил природы, врожденное чувство солидарности дает начало организованному сотрудничеству и взаимопомощи.
Солидарность есть главная сила, образующая различные формы общественной жизни, — от семьи до государства.
Общественное соединение есть не только сумма отдельных личностей. Общество есть социальная личность, обладающая общественно-своеобразным характером. Каждой нормальной человеческой личности присуще не только сознание своего личного «я», но и сознание своей принадлежности к коллективному «мы».
Неизбежно возникающие в обществе столкновения личных и коллективных интересов находят правильный исход не в механическом ущемлении одной из сторон, а в подчинении столкнувшихся интересов высшим ценностям.
Общество в праве требовать от личности жертвенного чувства общности. В свою очередь, личность в праве ожидать человечности общественных идеалов.
Нельзя во имя общественного идеала подавлять личность. В обществе рабов умирает общественный идеал. Постоянное насилие коллектива над личностью ведет к гибели самого общества. Общество не может отказать человеку в величайшем из земных благ — свободе. Личность есть часть общества, общество — часть личности, т.е. участие в общественной жизни есть часть жизнедеятельности человека. Общество должно считаться с динамикой развития личности, создавая необходимые духовные и материальные предпосылки для достойного существования.
Личность должна выйти из узких рамок индивидуализма и дорасти до сознания своей принадлежности к коллективу. Идеальные взаимоотношения личности и коллектива состоят в сознательном и добровольном самоограничении личности этическими и общественными требованиями и в стремлении коллектива возможно полнее удовлетворить интересы составляющих его личностей.
Достижение таких сознательно солидарных взаимоотношений личности и коллектива есть одна из целей общественного развития.
Современное общество не есть толпа: оно разнообразно и соподчинено. Оно состоит из личностей и групп, несущих разные общественные функции и обладающих разными правами и обязанностями. Таким образом, в общественной структуре естественно возникает разделение труда и социальная иерархия. Критерием в распределении общественных прав и обязанностей должны служить моральные и деловые качества людей, общественная целесообразность и справедливость.
Общественная жизнь не может быть сведена к материальному производству и потреблению, как жизнь отдельного человека не может быть сведена к физиологическим процессам.
Экономика не является основным и решающим фактором общественной жизни, ибо общественные отношения зависят, главным образом, от воли, чувств и стремлений самих людей, а не от способов производства. Не материя и машины строят человеческое общество, а люди создают его сами.
Поэтому, люди сами и должны стремиться найти те формы взаимных отношений, которые создадут наилучшие предпосылки для полного раскрытия творческих сил, для плодотворного труда всех и каждого на общее благо.
Общественное бытие не сводится к материальному производству и его производительным силам; ведущий фактор общественного прогресса не сводится к развитию орудий производства. Без духовного и умственного творчества невозможно и материальное производство. Материальное производство есть материализация идей, есть один из видов творческой деятельности человеческого духа — главнейшей производительной силы, а орудия производства суть творения человеческого гения. Век пара и электричества с одинаковым успехом может быть назван веком Уатта и Фарадея.
Без общественной этики немыслимо человеческое общество.
Не классовая или расовая, утилитарная, относительная мораль, разрушающая на деле духовные связи людей между собой, а этика, признающая и утверждающая неизменные духовные и нравственные ценности (меняется лишь степень осознания их человечеством), должна руководить поступками и взаимоотношениями людей.
Не злоба, вражда и ненависть приведут человечество к счастью, добру и справедливости. Не подавлением одним классом или расой всех остальных возможно построение справедливого общества, а солидарным устремлением совместно творящих и сотрудничающих групп к высокому общественному идеалу.
Добавить комментарий