На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(4.3. Влияние Франка на работы идеологов НТС)
*
Вопросы социальной философии были часто обсуждаемы на страницах печатных органов русских солидаристов, а также в отдельных изданиях, как, например, «Идеология солидаризма» А. Артемова, «Силой идеи» В. Поремского, сборник «О солидарности» и т. д. Следует отметить, что в большинстве случаев именно идеи Франка берутся как исходный пункт дальнейшего развития социально-философских идей, часто делаются и прямые ссылки на его труды. Однако социально-философская часть идеологии русских солидаристов — не простое построение идей С. Франка; дело не идет о стопроцентном принятии его идеологии, уже несколько устаревшей, иногда и спорной, а о дальнейшем развитии здорового ядра его учения. При этом делаются и существенные поправки.
В трудах С. Франка упор делается скорее на «делание добра», чем на борьбу со злом; динамика какого бы то ни было активизма в этом отношении у него совершенно отсутствует. Наоборот, акцентируется греховность, связанная со всякой борьбой со злом, хотя эта борьба и признается желательной. Русские солидаристы, наоборот, подчеркивают, что борьба со злом связана с жертвой и подвигом, что она — долг и обязанность всякого, принимающего идеи служения, солидарности и свободы. Сами эти понятия значительно обогащаются сочетанием их с идеями жертвенности, творчества и строительства, причем впервые делается анализ философского смысла этих идей.
Надо также отметить, что в то время, как у Франка идея солидарности изложена только в ее интуитивном аспекте, русские солидаристы придают ей значительно более расширенное толкование. Солидарность — не только интуитивное сродство людей и любовь к к ближнему, но и все, что из этого практически следует в социальном плане: ответственность каждого за всех, согласование усилий, сотрудничество.
«Посев», № 23, 24 и 25, 1966 г.
Добавить комментарий