На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

(6.4. Подчиненный характер солидарности)

 

 

Повторяем, что борьба не всегда отрицательное явление. Наоборот, можно утверждать, что она нужна и оправдана в том же процессе общественного развития. Оценка борьбы станет ясной, если мы возьмем борьбу с разнообразными проявлениями зла, неправды и болезней: борьба с преступностью, или преступниками, с проституцией, с угнетателями, с тиранами и т. д. Ясно, что у нас сейчас, в большинстве случаев, нет других средств и способов искоренения зла, как путем силы, т. е. борьбы. Но это не отрицает, а наоборот, утверждает высказанное выше положение. Всюду, где есть зло, всюду, где есть несправедливость или неправда, всюду, где нарушена гармония солидарности — возникает борьба, как необходимое и оправданное явление. Но сама по себе она является либо мерой ограждения и защиты, либо мерой укрепления созидательных сил и солидарности.

Иногда борьба занимает даже главенствующее положение, скажем, при защите отечества. Мало того, в определенное время и солидарность может служить борьбе: «Объединимся все для защиты от врага».

Классовая борьба, которая марксистской диалектикой возведена в ранг закона общественного развития, также отвечает характеру нашего определения. Она возникает всюду, где есть угнетение, несправедливость, бесправие, т. е. — острые симптомы социальных заболеваний. Классовая борьба есть борьба угнетенных с угнетателями, она обусловлена болезнью общества и есть признак наличия болезни.

Революция, как острая вспышка борьбы, также возникает там, где есть высокая степень социальной несправедливости — гнет, тирания и т. д., то есть опять-таки в том случае, когда налицо — острая степень социального зла и вопиющего нарушения солидарности. Долго накопляющиеся силы протеста взрываются в виде революционного движения или вспышки. Законность и правомочность революции ясна. Хотя она и является обязательным этапом, но часто бывает необходима и восстанавливает нарушенную солидарность.

Невольно возникает вопрос: — если приведенное объяснение правильно, почему история дает нам картину потрясений, революций, восстаний, переворотов, смен режима, войн, тираний и т. д., в гораздо большей, судя по впечатлению каждого, степени, чем явлений мирной жизни и строительства. Думается, что история отмечала до сих пор лишь гребни волн общественных движений, т. е. то, что выдвигалось над нормальным течением жизни. Жизнь же глубин, жизнь народных масс, так мало отразившаяся в истории, по существу является значительно более мирной, чем все те потрясающие события, которые мы знаем из истории. И течение этой мирной жизни народных масс гораздо больше проникнуто солидарным творчеством, созиданием и мирной работой, чем борьбой и насилием.

Основываясь на вышесказанном, мы утверждаем, что солидарность является основным творческим созидательным принципом.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.