На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(2. Ответ Буржуа Ренару и продолжение полемики)
В своем ответе Леон Буржуа прекрасно учел, что Ренар нападал на него, так сказать, с тыла и что, выступая за свободу личности, он только камуфлировал свою приверженность к коллективизму. Вот его ответ:
«Господин Ренар спрашивает меня — социалист ли я? Слово это приняло такое распространение, что всякого, кто занимается социальными вопросами, можно назвать социалистом. То, что интересно и характерно, — это прилагательное к этому слову, которое его определяет. Пусть я, значит, социалист, но тогда — социалист либеральный, самый либеральный из социалистов. Мой „социализм“ стремится к реализации таких условий, при которых личность, целая личность, получит наиболее полное развитие, достигнет максимума энергии, приложения своих способностей, настоящей свободы.
Но я абсолютно против коллективизма и коммунизма, которые призывают к передаче всякой власти государству и этим стремятся уничтожить свободу. Частная собственность мне кажется продолжением гарантии свободы. Она проистекает из труда, в основе — это просто право не потреблять сразу полностью, оставлять на возможный недостаток завтрашнего дня часть сегодняшних продуктов. Развитие частной собственности, а не ее уничтожение, — это моя цель и мой социальный идеал, согласно которому каждый получит по справедливости свою частную собственность».
Ренар не удовлетворился объяснениями Буржуа и 27 ноября 1901 года выступает снова, желая уточнить отношения теорий солидаризма и социализма: «Я хочу показать, по каким причинам и в каких пунктах социализм отличается от солидаризма». Солидаризм и социализм, согласно Ренару, имеют ту же отправную платформу: восстановление справедливости, гармонию интересов, общественное равновесие, возможно большую свободу. Но в двух отношениях солидаристы и социалисты не приходят к тем же результатам. Это — теория контракта и теория собственности:
«Я прежде всего возражаю против одной идеи Леона Буржуа. Он сказал: слово „социализм“ не имеет точного значения и определяется эпитетом, который к нему привешен. Я думаю, что он ошибается... В отношении собственности существует социалистическая доктрина, принятие которой только и дает право называться социалистом; то настоящий пробный камень... (следует перечисление источников)... Эти документы представляют мнения разных школ. Но одна общая теория, совершенно определенно из них следует, а именно: обобщить собственность, трансформируя ее и ограничивая, гарантируя каждому его долю в национальном доходе... Собственность в этой системе обобщена („универсальна“), чтобы быть таковой, она неделима, и поэтому вновь родившиеся тоже смогут участвовать в пиру жизни... Это собственность потребления, которую каждый может употребить по своему усмотрению, но не может капитализировать... На практике солидаризм и социализм приводят к разным заключениям, но у них есть и общее... Мы можем проделать часть пути вместе, и, может быть, в момент расставания память о пройденном пути ублажит горечь самого расставания...».
Добавить комментарий