На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

2. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ

 

 

Советский «Философский словарь», справедливо ссылаясь на Спинозу и Энгельса, объявляет свободной лишь ту волю, которая «выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью».

Но кто и на каких основаниях может определить, что именно необходимо и какое решение правильно?

Понятно, поэтому, что всегда были и будут философы-детерминисты, страстно борющиеся против учения о свободе воли, хотя бы потому, что такая свобода, по их мнению, несовместима с условиями возможности знания. И, наоборот, всегда были и будут другие философы — индетерминисты, с неменьшим пылом отстаивающие свободу воли, полагая, что без свободы воли бессмысленны все наши суждения о добре и зле, о нравственности, об ответственности человека, его заслугах, его вине и так далее.

Проблема свободы воли отнюдь не сводится к так называемому «основному вопросу философии», и неверно было бы полагать, что детерминизм непременно связан с материализмом, а индетерминизм — с идеализмом. Фихте, которого никак не отнесешь к материалистам, в своем «Назначении человека» пишет:

«Природа есть связное целое; каждая отдельная часть ее должна в каждый момент быть такою, какая она есть; ибо все прочие таковы, каковы они суть; и невозможно сдвинуть с места песчинку, не произведя этим невидимых, быть может, для нашего глаза изменений во всех частях неизмеримого целого. Но каждый момент этого существования определен всеми протекшими моментами и определяет все будущие моменты; и невозможно мыслить теперешнее положение песчинки иначе, чем оно есть, не признав себя вынужденным иначе мыслить все прошедшее в бесконечном восходящем ряде».

Будущее для Фихте полностью определено прошлым. Следовательно, свобода — иллюзия.

Основатель лютеранского вероисповедания Лютер в трактате «О рабстве воли» говорит:

«Бог все предвидит не случайно, а потому, что все провидит, предполагает и осуществляет своею неизменною, вечною и непогрешимою волею». И рядом с этой божественной волей нет места для свободы тварей.

Диалектика детерминизма и индетерминизма служит, однако, Левицкому лишь введением в проблематику свободы, как таковой, и проблема свободы воли рассматривается им только во вступительной главе его исследования. Только в ней он рассматривает свободу действий, свободу выбора, свободу хотения и наиболее распространенные виды детерминизма: материалистический детерминизм, психологический детерминизм, теологический детерминизм или учение о предопределении и, наконец, логический детерминизм, тот самый, из которого исходит знаменитое гегелевское «свобода есть познанная необходимость» и против которого с таким жаром восстал в русской философии Лев Шестов. Затем следуют:

  • часть первая: гносеология свободы, иначе говоря, свобода и истина;
  • часть вторая: онтология свободы, иначе говоря, свобода и бытие;
  • и часть третья: патология свободы: бессмысленный произвол, страх и воля к иллюзии, идолатрия свободы.

Левицкий знает, что ни чистый детерминизм, ни чистый индетерминизм в современной философии не представлен. Вульгарный механистический детерминизм в стиле Гоббса, Бюхнера и Малешотта мертв, а детерминизм диалектического материализма с его ленинским утверждением, что «история вся слагается именно из действий личностей», и с учением об обратном влиянии надстройки на базис принял в себя, — хоть и не признавая этого, — изрядную долю индетерминизма.

Индетерминизма в чистом виде, утверждающего не просто свободу решения, а безразличную свободу решения, т. е. свободу, не опирающуюся ни на какие основания, в сущности, никогда не существовало. Индетерминизм по самой природе своей всегда был и останется относительным. И когда мы говорим о решении поступить так или иначе, мы всегда имеем в виду, что это решение принимается на основании тех или иных мотивов, которые и становятся причиной вытекающих из него действий.

Вопрос о свободе воли становится таким образом к определению объема и значения этой свободы, избегая как абсолютизации необходимости, так и абсолютизации свободы и рассматривая их как полюсы диалектического противоречия, заложенного в самой природе бытия и мышления.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.