На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

1.4. Богословское интермеццо

 

 

В противоположность Фрейду и Марксу, — философствование Вышеславцева, — как, впрочем, и философствование солидаристов, — направлено, если можно так выразиться, не снизу вверх, а сверху вниз. Оно не стремится профанировать категории духа, свести их к категориям материального бытия. Оно ясно видит их своеобразие. Оно хочет понять развитие научных знаний из внутренней логики научного мышления, развитие и смену художественных стилей из внутренней логики художественного творчества, не обязательно ставя при этом вопрос об отношении науки или искусства к производству благ и удовлетворению потребностей. Оно не склонно заниматься психоанализом творчества Достоевского и не считает существенной связь Реформации с крестьянскими восстаниями XVI века.

Зато тем более высоко оно оценивает все, что думали до нас великие мыслители, пророки, ученые и художники всех времен и народов, видя в том, что сделано ими, выражение внутренней логики и неповторимого своеобразия, самозаконности и самостоятельности каждой сферы бытия. Оно отвергает постулат Гегеля, думавшего, что материя подчиняется законам духа. Но на том же основании оно отвергает и убеждение Маркса и Фрейда, считавших, что дух — эманация материи...

Но не будем отвлекаться в сторону. Сказанного достаточно, чтобы объяснить, почему, строя свою этику сублимации, давая иное нравственное истолкование открытиям аналитической психологии, Вышеславцев не проходит мимо лежащего перед ним богословского наследия, почему его книга о преображении эроса начинается с несколько богословски звучащих глав «Антитеза закона и благодати».

Вышеславцев опытный и умелый диалектик. Он ведет свою мысль путем противопоставлений, и изложение этики начинается у него противопоставлением новозаветной этики благодати ветхозаветной этике закона.

«Что такое „закон“? — пишет Вышеславцев. — Закон как религиозный, так и юридический, есть, прежде всего, норма внешнего поведения, это постановления: „не прикасайся“, „не вкушай“, „не дотрагивайся“... „Зачем вы держитесь этих учений — спрашивает апостол Павел: никто не осуждает вас за пищу, или питье, или за какой-нибудь праздник, или субботу“. Все это лишь „заповеди и учение человеческое“, „закон заповеди плотской“, в спасительность которого могут верить лишь на плоть надеющиеся.

Таким, на плоть надеющимся, противопоставляются „не на плоть надеющиеся“, „служащие Богу духом“, живущие духом, вольные духом. Они и есть те поклонники, которых, по слову Христову, ищет себе Отец, — поклонники „в духе и истине“.

Но Дух Святой есть благодать, радость и утешение, и то, что противопоставляется религии, признающей высшей ценностью Закон, есть иная ценность, есть то самое „обличение вещей невидимых“ и реализация надежд, которые апостол Павел определяет, как веру. Закону противопоставляется благодатная вера, как непосредственное отношение между Богом и человеком, не через посредство приказов и запретов Закона, а в интимно-сердечном прикосновении любви.

На путях закона невозможно то любовное, сыновнее отношение к Богу, которое спасает, преображает, „обоживает“ человека и созидает Царство Божие сначала внутри нас, а потом и везде. Оно есть потому, что закон есть „покрывало, лежащее на сердце“, которое и доныне не снято для тех, кто живет еще в Ветхом Завете (а таких большинство!), Бог закрыт завесой закона. Нет отношений дружбы и сыновства, а есть отношение Законодателя и подзаконного, Владыки и раба. Раб боится взирать на Господина и лишь слышит голос Его в требованиях Закона.

Покрывало закона снимается с сердца благодатью. В благодатном творческом порыве сердце начинает жить в духе и дышать духом свободы.

Таким образом, пребывание под законом определяется, как рабство, а благодать Христова, как свобода. Есть два завета, — говорит апостол Павел, — „один от горы Синайской рождающий в рабство“ — это „нынешний Иерусалим, ибо он с детьми своими в рабстве“. Другой: „вышний Иерусалим, он свободен, он матерь всем нам“, мы дети свободы. „Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства“.

Евангелие, Новый Завет, особенно в толковании апостола Павла, прокладывает четкую грань между правом и нравственностью. Этика отрывается от права и правотворчества, как сфера не подзаконная, а сверхзаконная, метаюридическая, сфера благодати, любви и свободы: „На таковых нет закона!“»

Комментарии

Danish-American actor, author, musician, photographer, poet, and painter Viggo Mortensen who received international attention in the early 2000s with his role as Aragorn in the epic fantasy adventure trilogy The Lord of the Rings (2001–2003) directed by Peter Jackson. He has been nominated for three Academy Awards, three BAFTA Awards, and four Golden Globe Awards. The movie Green Book (2018) which he played one of the main lead won an Oscar for Best Picture.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.