На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИКА
Издревле почиталось за благо не смешивать политику с философией. В самом деле, философия развивается на основе свободного влечения к истине, в силу любви к мудрости, как это явствует из самого ее названия. Философия занимается отыскиванием наиболее общих законов сущего и должного. Витая в мировом и вечном, она возвышается над страстями, и спокойная терпимость к столкновению мнений на пути к истине — величайшая добродетель ее жрецов.
Иное дело политика. Ее удел — дела человеческие. Ее сфера — устройство человеческого общества, злоба дня, житейская реальность. Ее средства — право и власть, ее методы — интересы и принуждение. Проблема сочетания интересов, выявление общей воли — центральная проблема политического устройства.
Выгоды разделения этих двух областей очевидны. Искание истины должно быть свободно от воздействия переходящих общественных порядков. А формирование общественных порядков точнее соответствует потребностям общественной жизни, если оно не сковывается абстрактными схемами и не пытается воплотить идеалы, место которых в бесконечности.
Вмешательство политики в философию приводит к затуханию познавательного процесса. Вмешательство философии в политику — к раздражительной нетерпимости власти, вообразившей, будто она владеет истиной. Когда великий идеалист Платон описывал свой идеал человеческого общества, управляемого философами, то вряд ли он представлял себе во плоти тот образ идеократического тоталитаризма, с которым нам ныне приходится иметь дело.
Казалось бы, все это так, и правы те, кто думает, что политические вопросы надо решать, не опираясь ни на какое мировоззрение. Политика — искусство возможного, и не все ли равно, во имя чего разыскивается общий интерес и мирное разрешение конфликтов.
Однако жизнь сложнее любой схемы и начисто отделить политику от философии оказывается невозможно. И не только потому, что существовал фашизм и продолжает существовать коммунизм, поставивший философию на службу своей политике. Не только потому, что из детально разработанного мировоззрения выводится политический идеал, в рамках которого живут и воспитываются массы людей. И вовсе не потому, что в борьбе с тоталитаризмом приходится атаковывать все его сферы, включая и философскую основу. Политика, конечно, всего лишь искусство возможного, но разыскание общих интересов и мирное разрешение конфликтов возможно лишь с теми, кто желает общности и ценит мир.
Зло не в политике вообще. Человеческое общество не может жить без политики. Зло в дурной политике, вытекающей из ложных и аморальных принципов и творимой лживыми и аморальными людьми. Политика тоже есть форма человеческой культуры, культура же есть воплощение духа. Того самого духа, которым занимаются философы. Всякое общество связано лежащей в его основе системой духовных и нравственных ценностей, сущность которых и составляет предмет философии.
Мировоззрение свободы не должно поэтому вырождаться в свободу от мировоззрения. Законы познания, законы сущего, законы должного, устанавливаемые наукой и философией, призваны содействовать духовному совершенствованию общества. Общественная этика должна быть мировоззренчески обоснована, иначе она повисает в воздухе. Все люди, в том числе и политики, должны понимать, в чем они несогласны, а в чем они согласны и солидарны между собой. Все люди нуждаются в некотором «костяке ориентации и благочестия», по выражению одного из известнейших психосоциологов нашего времени Эриха Фромма.
Народно-Трудовой Союз, в частности, и русские солидаристы в целом имеют такой «костяк». Политическая программа НТС есть выражение определенного, — хоть и не законченного и несовершенного, как все на свете, — философского взгляда на мир и на человеческое общество. Взгляд этот в значительной степени выражен в книгах доктора философии Карлова университета в Праге С.А.Левицкого: «Основы органического мировоззрения» и «Трагедия свободы». Противостояние извечных начал свободы и необходимости и солидарности и борьбы занимает в их — по крайней мере для солидаристов — центральное место, и профессорствующего ныне в Америке Сергея Левицкого можно назвать философом-солидаристом не потому, что он член Народно-Трудового Союза с многолетним стажем, но прежде всего потому, что его анализ начал социального персонализма, свободы и солидарности входят в мировоззренческую основу российского солидаристического движения.