На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

4. Экономика и экология

 

 

Катастрофическое состояние среды обитания в нашей стране — прямой результат «командно-административных» способов ведения хозяйства и материалистического мировоззрения. Ведомства и министерства, чьи предприятия производят вредные вещества, сами же устанавливают допустимые нормы сброса этих веществ в окружающую среду и сами же себя контролируют. Очевидно, что такое положение не может не вести к злоупотреблениям. Так называемая «предельно допустимая концентрация» (ПДК) этих веществ устанавливается только в результате опытов над животными; ни статистические данные о влиянии этих веществ на здоровье человека, ни общий объем выбросов не принимается во внимание. К тому же, многие данные о состоянии окружающей среды остаются засекреченными, а информации по иным вопросам просто нет: общество остается в неведении о том, в каких условиях оно живет.

Понадобятся десятилетия, чтобы поправить ущерб, нанесенный природе нашей страны за последние полвека (в той мере, в какой его вообще можно поправить). Нынешнее поколение еще вынуждено будет жить в созданных коммунизмом условиях окружающей среды. Тем не менее, начать улучшать эти условия надо немедленно.

а. Контролирующие и контролируемые органы должны быть строго разделены. Этому будет способствовать разгосударствление собственности, переход всех предприятий на рыночные методы хозяйствования. Независимая от исполнительной власти экологическая экспертиза, сотрудничая с соответствующими комиссиями законодательных палат, должна будет сосредоточить в своих руках разработку норм и расценок выброса вредных веществ в воздух, в воду и в землю, стандартов для продуктов питания, для рабочих мест и жилья. Эти нормы должны постепенно становиться более жесткими, стремясь в пределе к безотходным технологиям с замкнутым циклом. Ведомства типа Госкомприроды должны играть преимущественно исполнительную роль. Их надо будет обеспечить бюджетом, достаточным для того, чтобы осуществлять надзор за соблюдением установленных норм. Штрафы, которым они будут подвергать предприятия, будут, в условиях рынка, реальными: предприятия будут их платить из собственного кармана, а не из кармана государства.

б. Надзор исполнительной власти над действующими на рынке предприятиями должен быть дополнен надзором независимой общественности над ними обоими. Общественные организации граждан, заинтересованных в улучшении окружающей среды, должны пользоваться поддержкой государства, в частности, в виде подрядов на разработку конкретных научных проблем и собственных статистических данных. Общественные организации также должны иметь возможность подавать в суд как на промышленные предприятия, так и на государственные учреждения, нарушающие законы об охране среды обитания.

в. Введение рыночных цен и отношений само по себе сократит то расточительство природных ресурсов, которое происходит сейчас. На своей земле крестьянин будет пользоваться легким трактором; заниматься органическим земледелием, а не разрушать почву химикалиями; распахивать и засеивать ее так, чтобы ее не смыло в овраг. Естественно, ему нужна будет агрономическая помощь. Подобным образом предприятия и отдельные граждане начнут беречь газ, нефть, электричество и пар, когда им придется платить за энергию по мировым ценам (плюс возможный налог на истощимые ресурсы). Энергопредприятиям зачастую будет выгодней финансировать меры по сбережению тока, чем строить новые электростанции. Разовьется целая промышленность счетчиков и энергосберегающих приборов. Отметим, что рост цен на нефть в США после 1973 года такими путями резко сократил потребление энергии.

г. Надбавки к рыночным ценам в виде налогов оправданны в тех случаях, когда существуют «внешние издержки», то есть издержки, которые несет не производитель, а общество в целом. Производитель возмещает нанесенный обществу ущерб по принципу «загрязнитель платит». Это более гибкий и экономичный принцип, чем произвольные уровни ПДК. Он учитывает совокупный выброс нежелательных веществ, не устанавливая «максимально допустимого» уровня, ниже которого на практике никто не идет. Следуя этому принципу, предприятие может само решить, в какой момент ему станет выгодней построить очистительное сооружение или перейти на новую технологию, чем загрязнять среду. Поднимая налоги на загрязнение, государство заставляет загрязнителей скорее переходить на чистые технологии.

Так рыночные цены и охрана окружающей среды тесно связаны:

  • рынок создает возможность реального контроля над предприятиями со стороны государства;
  • рынок сам бережет те ресурсы, которые на нем ценятся;
  • расход тех ресурсов, которые на рынке не ценятся (как, например, здоровье населения), всегда может быть включен в рыночную цену путем налога. Это создает более гибкий и экономичный способ контроля, чем произвольно установленные «нормы» выброса.

Все эти мероприятия требуют новой, нематериалистической этики. Человек — не царь и не раб природы, а участник сложного экологического сообщества, в которое входят все формы жизни на Земле. Но природа сегодня существует уже не сама по себе, а в сожительстве с человеком, вмешательство которого в нее отнюдь не только вредно. В нашем окружении есть не только водопады, но и фонтаны; заботливого отношения требует и естественная среда, и наше культурное наследие; и то, и другое составляют наш Дом. Человек призван свой Дом не только ремонтировать, но и строить; не только хранить природу, как заповедник, но и взращивать ее, как сад.