На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(2.2. Воспитание и самовоспитание)
Из внешних факторов значительную, часто даже главную, роль в развитии личности играет воспитание. При этом под воспитанием следует понимать не только буквально «воспитание» человека, по мере его роста, кем-либо из наставников или руководителей, но и самовоспитания человека, т. е. процесс его внутренней работы над собой. В результате и того и другого воздействия на психику и складывается духовный облик человека, его отношение к тем или иным явлениям мира, его восприятие этих явлений и его зависимость от них. Воспитательное значение имеют, конечно, и условия существования, быт, обстановка, среда, и работа, и т. д. Но одно из важнейших воспитательных условий — это идеи и принципы, на которых воспитывается человек, при помощи которых он приучается подходить к миру и другим людям, при посредстве которых он, в конечном счете, определяет свое место и положение в мире. В этом смысле огромную роль играют те или иные идейные (философские, религиозные) положения, приобретшие характер норм.
Воспитание, в этом широком смысле слова, не только определяет взгляды или убеждения человека, не только создает то или иное его субъективное отношение к миру и людям, но и объективно творит тот или иной тип человека.
Т. о., подлинное развитие личности есть развитие его внутреннего духовного сознания, внутренних качеств и свойств его психики; оно не только определяет собой разницу между отдельными людьми, или между разными состояниями одного человека, но ми внутреннюю силу человека.
Эта внутренняя сила человека, однако, сама по себе еще не определяет его положения в обществе и говорит только о пригодности личности для общественного творчества. Эта сила может быть направлена на служение только личному, даже на противопоставление личности и общества. Тогда эта сила становится силой антиобщественной и общество естественно стремится уменьшить действие ее.
Далее, эта сила может быть направлена на служение неправильно понятым идеалам, на служение отвлеченным теориям устройства общества, далеким от подлинных стремлений его, и тогда эта сила становится вредоносной силой и общество на путях своего естественного развития вступает в борьбу с ней.
И только когда сильная личность найдет правильные пути служения обществу, когда пути этой сильной личности будут совпадать с путями развития всего общества, тогда только творчество этой личности получит свою наивысшую степень развития, ибо оно будет поддержано обществом полностью. Этот путь лежит в плоскости альтруистических тенденций общественного инстинкта личности, развития их в осознанную солидарность и преодоления эгоистических тенденций. Развивающееся общественное сознание личности приходит в этом ей на помощь.
Тогда, в солидаристическом творчестве, внутренние силы человека найдут свое наивысшее выражение, причем созвучность их развития с развитием общества не только не лишает личности ее внутренней силы, но укрепляет ее, увеличивая уверенность в правильном ее применении. Этим самым общество поднимает личность на еще большую высоту.
Добавить комментарий