На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
2. УЧЕНИЯ РЕНУВЬЕ И ИЗУЛЕ
Общество, согласно Ренувье, не имеет само по себе реальной ценности. Оно существует только через человека и для человека. Последнее не надо понимать только в утилитарном смысле. Общество имеет функциональное значение не только для лучшего удовлетворения потребностей человека, но и делает возможным моральное его совершенствование.
«Всякое существование и всякое благо, — говорит Ренувье, — реализуется в индивидууме, посредством его сознания, его знаний, его любви; только таким образом возможно и существование счастья, при необходимых моральных условиях его осуществления».
Но зачем живет человек на земле и притом в обществе?
«История человечества, — продолжает наш автор, — начиная с древнейших известных нам пор, подтверждает следующий двойной тезис: человек живет на земле с единственной целью — учиться справедливости, и эта цель не может быть достигнута индивидуально, вне общества. Этот последний пункт делается логически очевидным, если мы подумаем о том, что понятие справедливости необходимо для индивидуума иначе, как в обществе, и что материя справедливости находится в данных или предполагаемых отношениях человека и его ближних».
В обществе человек не просто действует, но и реагирует на действия других людей, его действия находятся в функциональной зависимости не только от его сознания, но и сознаний и стремлений других людей. В осуществлении собственного стремления к справедливости человек не совсем свободен; справедливость может быть осуществлена только совместно с другими, солидарными с ним в этом деле, людьми. Эта солидарность не зависит ни от желания человека, ни от факта взаимозависимости материальной, она в самой сущности человека и смысле его жизни на земле.
Общественная жизнь, подобно жизни каждого отдельного человека, не предопределена; прямолинейный прогресс человечества есть примитивная выдумка. Общественная жизнь зависит от того, насколько у членов общества развита их социальная натура и чувство долга, который существует у людей как естественное качество.
«Идея общества, — говорит Ренувье, — когда мы рассматриваем людей, живущих в общественном состоянии, предполагает какую-то степень определения идеи справедливости, так как нет такого общества, за исключением чисто инстинктивного м неподвижного общества животных, которое не предполагает некоторое чувство морального закона, некоторое понятие о долге членов общества».
Высокую ценность Ренувье приписывает свободе и обществу, члены которого сумели осуществить свободу, в то же время исполняя свой долг перед обществом. Идея свободы связана с идеей автономности человека («автономизм»), и эта автономность была развита в некоторые периоды древнего мира в большей степени, чем в наше время. Для достижения более совершенных общественных условий необходимо в наше время осознание солидарности и развитие автономности.
Добавить комментарий