На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(1.2.2. Критика Фрейда Вышеславцевым)
Вышеславцев посвящает критике Фрейда лишь одну короткую главу своей книги, считая ошибки Фрейда классическими для натуралистического мышления и указав лишь, что они представляют собой неудачную попытку при помощи хорошо знакомых естественнику и испытанных им категорий природы проникнуть в сверхприродную сферу духа.
«Категориальное объяснение высшего посредством низшего, — пишет Вышеславцев, — есть типичное нарушение иерархического закона категорий механизма и химизма; объяснение явлений духа при помощи категорий материального пространственного бытия».
Такое сведение высшего к низшему, редукция сложного к простейшему в области нравственной жизни называется «профанацией». Гете говорит, что «для лакеев нет великих людей». И в определенном смысле он прав. Конечно, сведение любви к половому влечению, — как это имеет место у Фрейда, — есть типичная профанация, т. е. низвержение высокого и заподазривание священного. Причем научно интересный и ценный, но этически и эстетически невыносимый и мешающий сублимации.
Объясняя понятие сублимации, Вышеславцев цитирует стихи Владимира Соловьева:
Свет из тьмы, над темной глыбой
Вознестися не могли бы
Лики роз твоих,
Если б в сумрачное лоно
Не впивался погруженный
Темный корень их.
Сублимация противоположна профанации, она есть возведение низшего к высшему, поднятие, облагорожение, и Вышеславцев очень тонко и верно отмечает, что открытое Фрейдом явление сублимации животных инстинктов, например, превращение похоти в любовь, не укладывается в рамки его собственных натуралистических взглядов и истолковано им неправильно.
«Но как же понижение может сублимировать?» — спрашивает Вышеславцев. Ведь «утверждение, что можно все объяснить с помощью низших категорий, вообще отрицает самостоятельное значение высших... а если нет высшего, то как возводить, сублимировать низшее? Самое серьезное возражение Фрейду состоит в том, что в его мировоззрении сублимация невозможна».
Необходимо поставить философский вопрос: как возможна сублимация, возвышение, преображение низшего в высшее? Она возможна только если есть Возвышенное. Сублимация есть всегда возвышение над природой и в рамках натурализма — просто невозможна, т. к. все надматериальное, все надприродное для него, в сущности, иллюзия. Индивидуальная любовь есть иллюзия, надстройка над сексуальным фундаментом; религия и стремление к идеалам — тоже иллюзия, тоже надстройка над материальными интересами, в том числе и над желанием удовлетворить половое влечение. Не иллюзия — только удовлетворение материальных потребностей.
«Спрашивается, откуда же берутся те моральные идеи, которые стремятся управлять сексуальностью, которые осуществляют ее подавление, а затем сублимацию? В натуралистическом мировоззрении Фрейда их вообще принципиально не существует. Он может и должен объяснять всякую мораль как сублимированную сексуальность. Но тогда мы получим порочный круг: все высшие моральные чувства объясняются из сублимированной сексуальности, сублимация же сексуальности объясняется из существования морали, которая своими запретами подавляет животные влечения и перенаправляет их на высшие задачи? Но что же такое эти высшие задачи? Откуда они берутся? Где верх и где низ? На это никакой натурализм ответить не может».
Добавить комментарий