На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

ВЫВОДЫ ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

 

Из исторического опыта борьбы человечества за новые, более современные формы общественной жизни, в особенности из опыта Российской Революции и из попытки построения социализма в одной стране, должно сделать правильные выводы.

Нужно отрешиться от иллюзий, утопических крайностей, от отживших теорий, марксистских заблуждений и трезво отнестись к реальной действительности. Без правильного понимания основ общественной жизни, нельзя построить новой жизни и обеспечить себе лучшее будущее.

В краткие тезисы сведены здесь заключения и выводы, как из тяжкого пережитого опыта, так и из новейших достижений современной науки об обществе.

1. Основу человеческого общества составляет живой человек, со всеми его духовными и материальными потребностями, со всеми его достоинствами и недостатками. Человек должен пройти все стадии физического и духовного развития до полного раскрытия в нем творческих сил, до превращения его в полноценную творческую личность. Идеальная жизнь человека есть непрерывное развитие и самосовершенствование, беспрерывное движение вперед.

Каждая человеческая личность — своеобразное и неповторимое явление.

2. Смысл жизни человека отнюдь не исчерпывается удовлетворением его материальных потребностей. Только тогда становится человек полноценной личностью, а его жизнь — осмысленной, когда творческую деятельность он подчиняет не самоудовлетворению, а служению высшим, сверхличным ценностям.

3. Личность проявляет себя в творчестве. Творческий труд является не только жизненной необходимостью, но духовной потребностью человека. Посредством труда и творчества человек подчиняет себе и преобразует окружающую среду.

4. Свобода есть та безусловная необходимость или необходимое условие, без которого невозможны творчество и развитие личности. Свобода не есть своеволие, произвол, анархия. Личность существует не одна и живет не только для себя. Личность, в собственных интересах, должна себя ограничить и согласовывать свои стремления с общими, иначе она неизбежно вступает в конфликт с окружающим обществом.

5. Личность не может жить в одиночестве. Люди образуют общественные соединения: семью, род, племя, народ и нацию. Общественные соединения возникают из естественного тяготения людей друг к другу, из сознания людьми общности интересов. В процессе борьбы за существование, в совместном преодолении людьми внешних сил природы, врожденный инстинкт солидарности дает начало организованному сотрудничеству и взаимопомощи.

6. Общественное соединение не есть механическая сумма отдельных личностей. Общество есть социальная личность, сверхличный организм, обладающий общественно-своеобразным характером, психологией. Каждой нормальной личности присуще не только сознание своего личного «Я», но и сознание своей принадлежности к сверхличному «МЫ».

7. Неизбежно возникающие в обществе столкновения личных и коллективных интересов, находят правильный исход не в механическом ущемлении одной из сторон, а в подчинение столкнувшихся интересов высшим ценностям. Частные интересы подчиняются общим, но в интересах общего блага не пренебрегать частными интересами, а удовлетворять их.

8. Нельзя во имя общественного идеала безгранично подавлять личность. В обществе рабов умирает общественный идеал. Постоянное насилие коллектива над личностью ведет к гибели самого общества. Общество должно считаться с тем, что каждая личность есть своеобразное и неповторимое явление, и что в этом многообразии и заключается ценность каждой личности. Создавая для этого необходимые духовные и материальные предпосылки.

Общество не может отказать человеку в величайшем из земных благ — свободе. Но нельзя безнаказанно предоставлять личности безграничную свободу, ибо тогда свобода станет уделом только немногих.

9. Личность должна выйти из узких рамок индивидуализма и дорасти до сознания свое принадлежности к коллективу. Идеальные взаимоотношения личности и коллектива состоят в сознательном и добровольном самоограничении личности этическими и общественными требованиями и в стремлении коллектива полнее удовлетворить интересы составляющих его личностей.

Достижение таких сознательно-солидарных взаимоотношений личности и коллектива есть одна из целей общественного развития.

10. Современное общество не есть толпа: оно разнообразно и соподчинено. Оно состоит из неравных личностей и различных групп, несущих разные общественные функции. Таким образом, в общественной структуре естественно возникает неравенство. Неравенство неоправдано и преступно, когда отдельные личности или общественные группы злоупотребляют своим положением и порабощают, эксплоатируют других. Такое неравенство порождает борьбу.

Неравенство оправдано, когда каждый человек и каждый общественный слой подчиняют свои интересы общему благу, когда в основе человеческих отношений лежит не борьба, а сотрудничество; на ненависть, а любовь; когда высшим критерием в распределении общественных прав и обязанностей служит общественная целесообразность и справедливость.

11. Развитие человеческого общества сопровождается двумя основными противоположными тенденциями: солидаризацией и борьбой. Возникновение и наличие в обществе борьбы враждующих групп (напр. классов) есть следствие нарушения естественной человеческой солидарности, есть проявление дефекта общественного сознания.

Преобладание начала солидарности в обществе укрепляет его и выводит его к прогрессу. Преобладание тенденций борьбы ведет общество к истощению и упадку.

Путь развития общественного сознание ведет от инстинктивной и врожденной солидарности, к солидарности сознательной, национальной и всечеловеческой.

12. Жизнь нормального человеческого общества состоит в постоянном развитии, в постоянном изменении общественных отношений и общественной структуры.

Смысл общественного развития заключается в достижении новых, более совершенных форм общественных отношений и жизненных условий, т.е. в духовном, социальном и материальном прогрессе.

Таким образом, общественный прогресс не исчерпывается только материальными изобилием: подчинение людьми материальной среды не является единственной и достаточной предпосылкой для счастья и благоденствия человечества. Один только рост материального благосостояния не обуславливает этого благоденствия, ибо он сам по себе не в состоянии определить формы общественного бытия.

Без умственного и духовного творчества невозможно и организованное материальное производств. Производство — это организованное воплощение идей в материальную форму.

Поэтому, идея предшествует производству; план — строительству, теория — практике; общественные идеалы — формированию социально-политических систем.

Подлинный общий прогресс возможен только в том обществе, где существует общая цель, выраженная в общественных идеалах.

13. Экономические отношения не являются основными и решающими в обществе, ибо общественные отношения зависят, главным образом, от воли, чувств и стремлений самих людей, а не от способов производства. И не материя и планы навязывают людям общественные отношения, а люди создают эти отношения сами.

Поэтому, люди сами должны стремиться найти те формы взаимных отношений, которые создадут наилучшие предпосылки для полного раскрытия творческих сил, для плодотворного труда всех и каждого на общее благо.

14. Не борьба внутренних противоречий есть действительный двигатель развития общества, а неизменное стремление человека к правде в общественных отношениях.

Конечной целью всех изменений общественного устройства, какие бы политические или экономические формы они не принимали (революционные, реформационные или эволюционные), всегда является общее благо — осуществление истины и справедливости.

Правда есть то высшее нравственное (этическое) начало, к осуществлению которого в общественных отношениях стремится человечество.

15. Без общественной этики немыслимо человеческое общество. Не классовая, утилитарная, т.е. относительная мораль, разрушающая на деле духовные связи общества, а этика, признающая и утверждающая неизменные духовные и нравственные ценности (меняется лишь степень осознания их человечеством), должна руководить поступками и взаимоотношениями людей.

Не ненависть, злоба и вражда приведут человечество к счастью, добру и справедливости. Не уничтожением одним классом всех остальных возможно построение бесклассового общества, а слиянием совместно творящих и сотрудничающих групп в один национально-трудовой монолит.

16. Солидаризирующееся общество не может быть неограниченным; оно ограничивается пределами сознания его членами своей общности и своего единства. Если это сознание давно уже переросло узкие феодальные или классовые рамки, то идеи интернационального, всечеловеческого братства еще далеко не стали всеобщим достоянием.

Поэтому, не на космополитических и интернациональных теориях, а лишь на врожденных национальных чувствах, т.е. на народном самосознании, на чувствах любви к Родине и своему народу, возможно органическое объединение людей.

Таким образом, не сословия и классы, а народы и нации являются естественными формами образования солидаризирующихся общественных групп.

17. Нация есть органическое объединение людей (даже разных народностей), осознающих свое единство, создающих свою собственную культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью экономики, государственных и духовных интересов, общим историческим прошлым, а главное, едиными устремлениями на будущее.

Нацию могут образовывать один или несколько народов и народностей. Но ни один народ и ни одна народность, образующие нацию, не теряют в нации своей самобытности в культурном и общественном творчестве. Наоборот, их народный, культурный вклад становится общенациональным достоянием, а общественная культура становится их культурой.

Национальное творчество есть не только совокупность творчества современников, но и творческое наследие всех предыдущих поколений.

В нации сливаются творческая устремленность современников, в нации осуществляется историческая преемственность.

18. Национализм совершенно не означает ни национального эгоизма (шовинизм), ни империализма (подавления одной нацией другой).

Национализм не замыкается в пассивном чувстве любви к родине и в сознании своей принадлежности к нации, но активно проявляется в потребности служения своему отечеству, своей нации.

Страна крепка лишь тогда, когда народная жизнь проникнута национализмом граждан.

19. Каждая нация, в силу присущих только ей особенностей, характера, самосознания и волеустремления, имеет свой самобытный путь развития, свой собственный национально-исторический путь.

Каждая нация творит собственную культуру, экономику и государственно-правовые формы своей жизни. Каждая нация имеет свое место и значение в общечеловеческой истории. Это место отвоевывается трудами сынов нации.

А потому навязывание всем народам и нациям одной, унитарной, интернациональной системы (например коммунизма), есть насилие и нарушение элементарных прав и стремлений народов.

20. Российская нация есть тесная семья народов и народностей, объединившихся вокруг русского народи и осознавших, на протяжении многовековой совместной исторической судьбы, общность государственных, экономических и культурных интересов. Жизнеспособность Российской Нации доказана многократно повторявшейся, упорной и длительной внешней и междуусобной борьбой, сопровождавшей исторический процесс образования нации и проводившей всегда к еще большему ее укреплению.

Русский народ, в силу высокого уровня своей культуры, в силу своей многочисленности и географического положения, играл объединяющую роль в образовании Российской Нации, но эта роль не должна означать господства и превосходства русских над другими народами.

Все сыны Российской Нации равноправны — великоросс и тунгуз, мордвин и калмык.

В дальнейшем своем развитии Российская Нация не нуждается ни в принуждении, ни в покорении; ее существо основывается на свободном волеизъявлении народов.

21. Национальное не исключает общечеловеческого. Но служение человечеству осуществляется через нацию.

Каждая нация вкладывает в сокровищницу культуры свое творчество, определяя тем самым, место свое и значение, определяя свое мировое призвание.

22. Так как идея России есть идея справедливой общественной жизни, идея осуществления правды на земле и саморазвития не только ради себя, но и ради других то, признавая самобытность России, как культурно-исторического явления, следует признать и мировое призвание нашей Родины.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.