На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

Солидарист Рудольф Дизель

 

 

Аватар пользователя Валентин Мурзаев

Оказывается, в биографическом смысле некоторым аналогом Генри Форда был не менее знаменитый изобретатель (хотя и не столь успешный бизнесмен) Рудольф Дизель. История миротворца Генри Форда известна многим, а вот с Дизелем, который определенный период жизни посвятил главным образом общественной деятельности (хотя и не с такой «помпой») —  несколько сложнее. Лично я об общественном аспекте деятельности создателя дизельного двигателя узнал случайно и, специально прошерстив русскоязычный Интернет, нашел только 2–3 абзаца на этот счет.

Судя по всему, не знал об этом и Игорь Вощинин — наш, отечественный историк солидаризма вообще и европейского в частности. Во всяком случае, упоминаний о Дизеле в основной работе Вощинина нет. Почему? Как известно, рубеже XIX–XX веков — расцвет французского солидаризма: Ренувье, Жид, Буржуа... И Дизель туда, как ранее было принято говорить  в СССР, не вписался в силу своего «пятого пункта». Лицо, считаемое тем же Вощининым основателем немецкого солидаризма — Генрих Пеш — к тому моменту еще не появился и вроде бы как о своих предшественниках-соотечественниках не упоминал. Так что куда было записывать изобретателя дизель-мотора — непонятно. Но все-таки, скорее всего, фигура Дизеля по какой-то причине выпала из поля зрения Вощинина. Ибо, в противном случае, последний вряд ли упустил бы возможность «притянуть» в свою галерею еще одно известнейшее имя — хотя бы в качестве курьеза, раз в русло концепции не помещается.

Как известно, Рудольф Дизель чуть ли не с детства поставил себе великую цель: изобрести «идеальный двигатель Карно». Конечно же, ничего идеального он не создал. Но к 40-летнему возрасту реально работающие образцы эффективнейшего для своего времени мотора были готовы, и патенты на него раскупались «как горячие пирожки». И за несколько последних лет XIX века средний инженер превратился в миллионера.

Книга "Solidarismus" Рудольфа Дизеля

Но все-таки не это было главной жизненной целью Дизеля. Заработав деньги и славу, еще нестарый ученый переходит к вещам более общественным. В 1903 году он пишет работу «Солидаризм. Естественное экономическое освобождение людей». Работу, которую мало кто читал на немецком языке (похоже, она первый раз была переиздана только 104 года спустя), хотя сам Рудольф вряд ли хотел такого исхода. В немецкоязычной Википедии приведена одна цитата из этой книги: Daß ich den Dieselmotor erfunden habe, ist schön und gut. Aber meine Hauptleistung ist, daß ich die soziale Frage gelöst habe. Перевод на русский примерно следующий (если что, прошу германисты-филологи меня «тапками не бить»): «Это хорошо и прекрасно, что я изобрел дизельный двигатель. Но главный результат моей деятельности – это то, что я нашел решение социальных проблем».

То, что можно почерпнуть о социальном учении Дизеля из информации на русском языке, сводится к двум моментам. Первый аспект лично мне весьма нравится. Как видно уже из подзаголовка книги „Solidarismus”, освободить человечество предполагается как раз экономическим путем — через создание большинством граждан собственного малого бизнеса. И само собой, такое общество в понимании автора идеи было обречено на процветание и просто было обязано избежать всех катаклизмов — революций и прочих «беспорядков». Что, впрочем, не может настораживать своим заведомым утопизмом.

Дальше — сложнее, утопизма больше. Создать справедливое солидаристическое общество Дизель предполагал через народные кассы и производственные ячейки. Первые должны собирать взносы на развитие производства, чтобы отдавать вторым для организации самого этого производства. Вкладчики-капиталисты таким образом превращаются в рантье, живущих за счет небольшого (заведомо ограниченного) процента на облигации. И постепенно народные кассы должны вытеснить все финансовые учреждения, а созданные на взносы малые предприятия (ячейки) — крупные акционерные общества. И в результате все получают по заслугам.

Итак, теория создана. В течение последующих 10-ти лет на пропаганду этой теории Рудольф Дизель «угрохал» кучу средств, заработанных на изобретении и производстве своих моторов. Некоторые даже считает, что именно это, а отнюдь не патентные споры и не вложение средств в провальные проекты (типа нефтепромыслов в Галиции и покупки недвижимости не по средствам) привело его к состоянию, близкому к банкротству и, возможно, к самоубийству. 29 сентября 1913 года он ушел из жизни, фактически надолго унеся с собой в могилу и свою социальную теорию.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.