На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. К вопросу о местном самоуправлении
Призыв большого русского историка В. Ключевского: «Изучайте историю России. Это очень полезная вещь!» должны услышать все, кто хочет строить новую Россию. Что может дать в этом плане изучение земского опыта? В первую очередь понимание того, что никакая стабилизация и укрепление общественной жизни невозможны без целенаправленного участия в ней самого общества, тех самых «масс», без их экономической и социальной самостоятельности.
Кроме того, земское движение позволяет ясно представить зарождение демократических правовых отношений и выявить противоречия, в них возникающие. Ведь развитие земства было непосредственно сопряжено с активизацией общественного движения, а соответственно и законодательной деятельности в России {После Февраля 1917 года в деятельности земств на первый план выдвинулась та самая общественно-политическая сфера, которую они желали получить в течение всего своего существования. Временное правительство в борьбе за власть на местах сделало ставку на земство. Многие члены правительства прошли школу политического воспитания в земствах: Г. Е. Львов, А. И. Шингарев, Н. В. Некрасов, С. Л. Маслов и другие.
Поэтому неудивительно, что председатели губернских и уездных земких управ стали комиссарами Временного правительства, его полномочными представителями на местах. Это была победа российского земства, звездный час земского движения. Однако успех земцев оказался кратковременным.}. Достаточно вспомнить хотя бы правовую реформу, законы о печати и т. д. При всех недостатках и недоделках земская реформа была большим шагом вперед, она создавала хоть и куцый, усеченный, но все же работавший орган столь необходимого стране местного самоуправления, в известной мере независимого от чиновно-бюрократического аппарата тогдашней власти.
Что представляло собой земство? В основе его лежал выборный орган — Уездное земское собрание. Оно выбирало свой исполнительный орган — Уездную земскую управу, сроком на три года. Кроме того, оно выбирало депутатов в вышестоящий орган — Губернское земское собрание, избиравшее, в свою очередь, Губернскую земскую управу. Выборные председатели Земских управ утверждались центральным правительством, но отчитывались управы ежегодно перед своими земскими собраниями.
На выборах в Уездное земское собрание правом голоса обладали частные земельные собственники (дворяне и горожане), имеющие определенный минимальный земельный ценз (в разных губерниях он был различен). Правом голоса также обладали все главы крестьянских семейств; они выбирали волостной сход, который, в свою очередь, выбирал гласных в Уездное земское собрание.
Земские управы под бдительным оком администрации постоянно находились в рабочем состоянии. При них был штат наемных работников — учителей, врачей, ветеринаров, агрономов, статистиков. Именно земствам «глубинка» России обязана тем, что в ней улучшилось строительство школ, больниц, дорог, борьба с эпидемиями и эпизотиями, появились страховые капиталы, на которые мог рассчитывать мужик в случае пожара или падежа скотины, земства занимались экономическим содействием сельскому хозяйству, промышленности и торговле, с их помощью активизировались агрономические и ветеринарные службы...
И всё это было сделано земствами почти полностью на собственные средства, без государственного финансирования! Вплоть до 1908 года правительство, по существу, не выделяло земству ни копейки (а первоначально даже брало у него значительные средства). Его жизнеспособность обеспечивалась подлинным самоуправлением: оно само избирало свои руководящие органы, само формировало структуру управления, само устанавливало свои налоги (в основном на недвижимость), определяло направления своей деятельности, подбирало и обучало специалистов.
Добавить комментарий