На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

(а.2. Отношение Ренувье к социалистам)

 

 

С 1854 года появляется новая школа солидаризма — школа Ренувье. Ренувье относится к социализму резко отрицательно по целому ряду причин; для него социалисты прежде всего люди неглубокие, неспособные подойти к пониманию мировой драмы:

«Взгляды, предложенные в наше время, и касающиеся прогресса человечества, который, независимо от изменений в физических условиях земного шара или в характере людей, сделает человека властелином всех стихий и обеспечит мир в справедливости и счастье, — противоречат мировой действительности. Сущность как материальных вещей, так и страстей и характеров явно порочна. Она должна измениться, или страдания не будут иметь конца. Надежды „земных“ утопистов — это надежды людей, которые в усердии своих чувств высоко возносят свои упования, но которые никогда не доходят до глубины чувства, требуемого для того, чтобы найти источник настоящей жизни во всем ее совершенстве и полноте».

Несмотря на свой материализм и безбожие, все социалисты верят, что мир движется к добру, — категория, которая для них не должна бы и вообще существовать:

«Этого рода фантазии родятся из слепого оптимизма, противного всякому рациональному мышлению. Те, которые этим занимаются, не дают своим взглядам (на будущее) достаточной определенности, да и обоснованности; они говорят о прогрессе, который направлен к определенной цели — как будто вопрос о конечной цели возможно поставить без вопроса о начале... Между тем, если и существует движение мира к добру, то необходимо, чтобы добро существовало с самого начала и чтобы намерение определяло направление движения».

Иначе говоря, как можно двигаться к несуществующей цели? Если мир движется только по правилам термодинамики и человечество только его случайный продукт, то спрашивается, почему результатом должны быть прогресс и счастье человечества? На все эти вопросы социалисты отказываются отвечать, потому что они отказываются вообще обосновывать свои предсказания.

Главной ошибкой Прудона Ренувье считает наивное допущение, что можно ввести новый экономический строй, не воспитавши попутно для этого человечество. Современные же социалисты — только плохие ученики Прудона, так как они еще хотят окончательно деморализовать человечество революциями,

«этим источником ненависти, несправедливости и страдания, несовместимыми со стремлением к правде и миру, который, как показывает история, приводит к краху от собственных усилий и к торжеству реакции».

К критике Маркса Ренувье подходит главным образом с точки зрения критики всякого детерминизма вообще. Мир движется не по твердым законам, а главным образом по законам теории вероятности; случаются события и маловероятные (или менее вероятные). Поэтому предсказания Маркса научно необоснованы. Для движения вперед необходимы свобода и человеческая воля, — вещи, которые отрицают социалисты, но которые существуют и способны со временем победить и привести к строю солидарности и счастья. Жизнь каждого человека в какой-то мере служит этому движению, очищающему человечество от первородных грехов несправедливости. Но полная победа идеи солидарности нам дана только эсхатологически, в будущем полном объединении во свободе и справедливости.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.