На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(4. Поздняя советская эмиграция. Солженицын)
Когда я вспоминаю эмигрантов, считавших себя русскими политическими оппозиционерами, по привычке часто упускаю из вида, что мы были каплей воды в большой иммигрантской луже. Я не собираюсь спорить о терминах (эмигрант — выезжающий, иммиграт — въезжающий), просто укажу, что тогда мы, национальная русская оппозиция антинациональному коммунизму, всех политических называли эмигрантами, а всех остальных — иммигрантами. Мы, эмигранты, боролись с советской властью, а они, иммигранты, искали себе на Западе теплое местечко. Разумеется, мы ставили себя выше, хотя, конечно, на людях это яростно отрицали. Лицемерия у нас тоже хватало.
Кем были высланные или вынужденно уехавшие на Запад советские писатели, поэты, художники, публицисты и сам Солженицын, самый выдающийся из всех? Ответить на этот вопрос не так легко, как кажется с первого взгляда. Можно заявить: они, конечно, были эмигрантами! Ведь выступили так или иначе против советской власти и заплатили за это сроками, затем изгнанием — или только изгнанием, добровольным или вынужденным. Но можно воскликнуть: иммигрантами, конечно! Ведь они чаще всего верно служили коммунистической власти, пока их не замучила мелочная цензура. Они не хотели бесконечно прятать свои полотна, писать в стол, им хотелось выставлять свои картины, печататься без главлита, в общем, пожить по-человечески, заработать настоящие деньги, путешествовать, стать знаменитыми не по указке власти. Солженицын этот процесс искренно и подробно описал в своем «Теленке», хвала ему за это, и Александр Исаевич действительно сделал все возможное, чтобы договориться с советской властью, а не бороться с ней. Вероятно, простого ответа нет — человек, например, мог уехать на Запад иммигрантом, а затем стать эмигрантом — и наоборот. Мысли и чувства менялись, следовали поступки, немыслимые для человека в Союзе Советских. Сегодня все это может показаться мелочью, поскольку в исторических процессах и событиях в СССР, а затем в России 1985–1993 годов политическая эмиграция не сыграла ни малейшей роли, она не ринулась в наступление, а оторопела.
Что же касается несколько позабытого ныне Солженицына и кроме того критикуемого многими за очередную попытку договориться с властью, уже русской авторитарной, то я убежден, что его произведения, прежде всего «ГУЛаг» и «Колесо», станут горой — и ее трудно будет в России обойти. Со временем Солженицын станет одним из редких советских мыслителей, даже, пожалуй, единственным, реально способствовавшим возрождению русской политической культуры. В каждом большом русском городе будет стоять его памятник — неподалеку от отца-основателя новой России — Ельцина. В отличие от тебя, читатель, я стараюсь смотреть как можно дальше в будущее.
Чтобы не возникло ощущения, что я оскорбляю Солженицына, называя его «советским», уточню, что для меня все люди, получившие советские воспитание и образование, — советские. Например, гнуснейшие для меня до тошноты Максим Горький, Алексей Толстой или Илья Эренбург — русские, а славнейшие Александр Солженицын, Лев Гумилев, Эрнст Неизвестный и Иосиф Бродский — советские. Так проще и яснее. Несмотря на то, что я родился во Франции и до девяти лет вообще не знал русского языка, я советский... кто же еще, если был в пионерской дружине имени Павлика Морозова, рвался под танки, хотел стать чекистом, пограничником Цюрупой. Конечно, позже меня не взяли в комсомол, но это ничего не меняет, просто я стал, как некоторые люди моего поколения, советским антисоветским человеком.
Комментарии
Thank you
Tired of the endless scrolling and login prompts on Instagram? It's time for us to shine with picnok instagram viewer - the solution. Simply visit our site and dive into a world of captivating content without any barriers. It's Instagram, simplified.
Добавить комментарий