На этом сайте вы можете:

Яндекс деньги WebMoney Оплата при помощи Qiwi

3. УЧЕНИЕ Г. ПЕША

 

 

Генрих Пеш развил свои социально-философские идеи с целью положить твердые основы для своей экономической теории. Согласно исследованиям Гэли, он при этом основывался на учениях Теодора Мейера и Виктора Картрейна. Однако собственный вклад Пеша, как и вытекающая из него теория, обладали достаточной новизной и оригинальностью, хотя и не были законченной, хорошо разработанной системой. Эта окончательная доработка была произведена в 1935–36 годах Густавом Гундлахом и Иоганном Шустером. Антон Роберт Гэли, швейцарский солидарист, дал в своей докторской диссертации блестящее уточненное изложение немецкой системы социальной философии солидаризма и мы в дальнейшем изложении будем придерживаться его формулировок.

Основной мыслью этой социальной философии является утверждение взаимной связанности между отдельным человеком, участвующим в образовании некоторого общественного целого, и этим самым общественным целым. Выражение «образование» надо при этом понимать в смысле создания образа, формы, особенностей данного общественного целого. Выражение «общественное целое» следует понимать как внутренний строй общества («Gemeinschaftsganzes»), а не как внешнюю общественность («Gesellschaftsganzes»). Исходя от человека (немецкие солидаристы не употребляют слово «индивидуум» в социальной философии), взаимная связь с общественным целым определяется тем, что хотя человек стремится к осуществлению своих культурных ценностей, он, однако, может достичь этого только в пределах общественного целого. Этим дана зависимость человека от общества, которая его включает в некоторый общественный порядок. С другой стороны, исходя от общества, легко установить зависимость общественного целого от «образующего» его человека: всякое общественное целое в своем существовании зависит от существования его членов и получает свою жизненность только через их согласие с его основной идеей. Как далее замечает Гэли, для правильного понимания основ социальной философии солидаризма следует еще пояснить, что эти основы понимают под «образом человека» и «образом общественного целого».

Для того, чтобы понять учение Пеша об «образе человека», следует напомнить, что Пеш следовал неотомисткой философии, что и отразилось на основах его социальной философии. Главной целью существования человека на земле является прославление высшей метафизической ценности, т. е. Божества. Для достижения этой цели человек должен стремиться сделаться возможно более богоподобным, а достигается это только собиранием и включением в себя наибольшего возможного количества человеческих культурных ценностей. В результате этого все более полно выявляется развитие и осуществление личного достоинства человека. Чем более интенсивно это происходит, тем более человек становится истинным носителем своего собственного образа. Это, однако, не значит, что каждый человек в состоянии самостоятельно решить эту задачу. Это возможно только в обществе, причем общество дает еще возможность поделиться своими достижениями с другими людьми, что также отвечает природным стремлениям человека.

Из изложенного выше делается понятным, что когда солидаристы ставят в центре своей системы человеческую личность, они не впадают при этом в индивидуализм, потому что человек, по их мнению, не является самим по себе существующим и только перед собой ответственным существом.

На вопрос об «образе общественного целого» солидаристы отвечают, что под этим следует понимать «едино-множественность» людей, т. е. «множественность людей, которые пришли к некоторому единству», собрались в общество. Причиной объединения и единства является «основная идея» такого общества, действенность которой еще укрепляется соответственной организацией. Упор при этом делается не на то, что люди вообще способны объединиться, но на то, что они благодаря действию «основной идеи» способны приходить к единомыслию, единству. Однако, согласно Гундлаху, «содержание основной идеи (некоторого общества) заранее ему дано и не определяется самим общественным целым». Общественное целое, таким образом, не в силе менять свою «основную идею»; его роль — быть только «сосудом культурного развития», «защищенным простором для роста человеческого .достоинства». Общественное целое имеет функциональный характер, как организованная к организующая община. Немецкие солидаристы отмечают, что организация, как таковая, находится на относительно высокой степени их шкалы ценности. Причиной этому является необходимость осуществлять «основную идею» в конкретных условиях земного существования, а это невозможно без организации. Без организации осмысленная жизнь общественного целого делается невозможной.

Мы уже выше отметили, что немецкий солидаризм тесно связан с неотомисткой философией; однако это не означает, что его социальная философия выводится из этой, преимущественно богословской, системы. Связь эта существует только в виде психологической настроенности и мировоззренческого базиса. Социальная философия немецкого солидаризма является независимой логической системой, не прибегающей к ссылкам на авторитеты богословского характера.

Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Для подтверждения того, что Вы не робот, пожалуйста, выполните простое задание:
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.