На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
3. Семь реформ народного хозяйства
Необходимость перехода к рыночному хозяйству сегодня, наконец, получает широкое признание. Однако далеко не всем ясно, что такое рынок, что он реально даст, каким образом его вводить.
Прежде всего надо подчеркнуть, что рынок — это не базар, не стихийность и не хаос. Хаос в экономике у нас потому, что на сегодня (лето 1990) у нас все еще господствует командная экономика, причем команды мы давно исполнять перестали, а рыночной системы — не создали. Наоборот, робкие попытки ввести рыночные реформы до сих пор пресекались контрреформами. Рынок — это дисциплина, это строгая организация, которая гарантирует равноправие продавца и покупателя. Она построена не на подчинении команде, не на принуждении (и стремлении от него увильнуть), а на началах взаимной выгоды, на согласовании интересов каждой из договаривающихся сторон в условиях конкуренции.
Основа рыночного хозяйства — договорная цена, то есть цена, установленная не по приказу государства, а складывающаяся в результате решений, принимаемых каждым из участников экономической жизни. Последовательная система договорных цен на товары, услуги, на капитал, на землю, на труд и на предпринимательский талант решает основные проблемы, которые уже семьдесят лет не в состоянии решить «командно-административная» экономика:
а) При договорных ценах не может быть дефицита. Нехватка какого-либо товара вызывает его вздорожание, что, с одной стороны, сокращает спрос, а с другой, поощряет предприятия удовлетворить этот спрос. Между тем, при командной системе предприятие заинтересовано лишь в том, чтобы выполнить план, а до удовлетворения спроса ему дела нет.
б) Договорные цены дают предприятиям реальные мерила себестоимости, подсказывают «что», «как» и «где» производить с наименьшими затратами; необходимость не обанкротиться, а получить прибыль, заставляет вести хозяйство ответственно. Между тем, при командной системе, нет стимула беречь ни энергию, ни металл, ни землю, ни капитал. В самом деле: если капитал бесплатный, процентов за него выплачивать не надо — то почему строительству и не простаивать по 10 лет?
в) Необходимость конкурировать на рынке делает предприятия кровно заинтересованными в техническом прогрессе, новых идеях и изобретениях; при плановом «внедрении» научно-технических достижений — стимулы у предприятий, как известно, обратные.
г) Рыночные отношения делают ненужным огромный и непроизводительный бюрократический аппарат директивного планирования и надзора, отменяют всю систему показателей и нормативов, которые, с одной стороны, сковывают инициативу, а с другой, всегда оставляют предприятиям лазейки действовать в своих узких интересах, в ущерб обществу в целом. Марксизму вопреки, именно система рыночных цен в условиях конкуренции наилучшим образом согласует частные интересы и интересы общества в целом.
Вопрос о том, как практически переходить к рынку рассматривался еще восемь лет назад в документе НТС «Основы обновления народного хозяйства» («Посев» № 4, 1982). В нем говорится, что половинчатые реформы, попытки использовать рыночные рычаги в преимущественно директивной системе противоречат ее внутренней логике и затрудняют, а не улучшают ее работу. Чтобы быть успешной, реформа должна быть радикальной, она должна установить полностью рыночные отношения как потребителей с производителями, так и между самими производителями Но такую реформу невозможно вводить сразу в масштабах всего народного хозяйства. Вызванный ею «временный спад производства ... для инициаторов радикальной реформы может оказаться катастрофическим».
«Предлагаемое решение заключается в создании еще при жизни экономики директивной параллельного рыночного хозяйства... Этот рыночный сектор должен быть представлен группами взаимосвязанных предприятий, охватывающими по возможности все стадии производства, от добычи сырья до продажи товара потребителю. Такой подход делает возможным самообеспечение рыночного сектора и сводит к. минимуму контакты с сектором директивным... Первые кандидаты должны отбираться из числа предприятий, продукция которых прямо идет на удовлетворение потребительского спроса: у хозяйства должно быть непосредственное ощущение того, как потребитель голосует рублем». В течение известного периода, рыночный сектор должен планомерно расширяться, пока он не охватит всю экономику. Для этого необходимо создать систему новых учреждений, которые работу рыночного сектора смогут обеспечить.
Добавить комментарий