На этом сайте вы можете:
- ознакомиться с материалами о НТС
- вступить или подтвердить свое членство в НТС
- отправить сообщение руководству НТС или администратору сайта
- оказать материальную поддержку работе Координационного Совета НТС
(1.3. Солидаризм и солидарность)
Наконец, о слове «солидаристы» в названии Союза. Солидарность — это взаимная поддержка, вэаимосвяэанность, соборность. Солидариэм — это учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Но, в противоположность индивидуализму и либерализму, солидариэм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое «я» нельзя отделить от «мы». Сознание общего «мы» — основа каждого сообщества. Неизбежные в нем конфликты надо решать не стремлением одной стороны подавить другую, а нахождением общих для обеих сторон ценностей и соподчинением столкнувшихся интересов этим ценностям. Солидаризм прежде всего образ действия: искать в людях то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет.
В условиях распада тоталитарного режима, когда рушится принудительно созданное единство и на поверхность выходят самые разные антагонизмы, когда люди друг на друга озлоблены и друг другу не доверяют — особенно важен поиск путей добровольного объединения, совместных целей и интересов.
Истоки российского солидаризма восходят к Хомякову и понятию соборности, укорененному в православном вероучении. Потом это направление развивали Владимир Соловьев и авторы сборника «Вехи», а по-своему, Петр Кропоткин и некоторые народники. В русскую политическую литературу слово солидаризм ввел юрист Г. К. Гинс. Он предложил в 1920-х годах солидаристическую систему права и теорию государства как служебного инструмента, подобного светофору, регулирующему уличное движение.
В мировой мысли провозвестником солидаризма был еще Менений Агриппа в древнем Риме, сказавший притчу о частях тела, которым не следует враждовать между собой. Термин «солидаризм» впервые употребил Пьер Леру в 1840-х годах во Франции. Там же это учение развили юрист Леон Буржуа, социолог Эмиль Дюркгейм и другие. Положения западного солидаризма как христианского учения разработали немецкие мыслители, в том числе Генрих Пеш и Освальд Нелль-Бройнинг. Их идея «социально-ответственного рыночного хозяйства» легла в основу многих европейских политических партий: французских центристов, австрийской Народной партии, христианских демократов в Германии, Италии и Бельгии. На той же почве христианского социального учения, в его католическом преломлении, выросла, начиная с 1977 года, и польская «Солидарность».
В название НТС слова «российских солидаристов» вошли в 1948 году. В документах Союза понятие «солидаризм» появляется с 1935 года. Оно сложилось на основе русской общественной и философской мысли зарубежья, работ таких ее представителей, как Бердяев, Билимович, Вышеславцев, Георгиевский, Гинс, И. А. Ильин, Лосский, Левицкий, Сорокин, Тимашев, Федотов, Франк. Их влияние расширило мировоззренческий охват солидаризма. В него вошла развитая Максом Шелером философия личности, персонализм. Благодаря этому, русский солидаризм рассматривает глубже и всестороннее, чем западный, вопросы свободы человека и его творчества.
Все эти идеи зрели постепенно. Основатели Союза были объединены любовью к России, верой в ее будущее и решительным отрицанием всего, на чем зиждилась ленинско-сталинская диктатура. Свое мировоззрение они в начале 1930-х годов выражали словами «Идеализм, национализм, активизм». «Идеализм» впоследствии вел к идеал-реалистическому мировоззрению, к солидаризму и персонализму. «Национализм» НТС (сегодня бы, вероятно, сказали патриотизм) всегда был основан на культуре, а не на расе; он был российским, а не русским. «Активизм» воплощал евангельские слова: «Вера без дел мертва» (Иаков, 2 : 20).
Итак, из названия НТС можно увидеть, что это — союз активно действующих единомышленников, стоящих за многонациональную Россию, за народоправство и свободный труд, сторонников идеи общественной солидарности, укорененной в христианском миропонимании. В сегодняшнем политическом спектре НТС — одна из тех сил, которые не противопоставляют, а сочетают идеи национального возрождения России и правовой демократии.
Добавить комментарий